Региональные власти постепенно дрейфуют из сферы политики в сферу управления

Первоначально рейтинг создавался исключительно как справочное пособие для прямого инвестора. Постепенно к этому стало добавляться понимание рейтинга как универсального инструмента оценки результатов и прогнозов различных аспектов регионального развития. Например, в свое время он был вполне успешно использован нами как инструмент прогноза политического будущего региональных лидеров.

Кстати, прогностическая ценность рейтинга не иссякла и поныне - переназначаются прежде всего главы регионов, стабильно улучшавших свои позиции в рейтинге (верно и обратное, подробнее см. "Эксперт №44 за 2005 г.).

Однако реформа государственной власти все же привела к изменению вектора ответственности и отчетности региональных лидеров. Они постепенно переходят из сферы политики в сферу управления, попросту говоря, становятся прежде всего управленцами.

Это требует иного подхода к системе и инструментам оценки деятельности региональных управленческих "команд". Упорная работа федеральных властей над этой проблемой привела к появлению нескольких подходов к оценке ("критерии Козака", список Минрегионразвития РФ и др.), каждый из которых базируется на сложной системе показателей, часть которых, к сожалению, на сегодняшний день отсутствует в статистической отчетности. В ряде зарубежных стран используется принципиально иной подход - текущая оценка деятельности власти проводится преимущественно путем социологических опросов населения и представителей бизнеса, итоги которых публикуются в прессе.

Учитывая новую тенденцию, мы ввели в состав интегрального инвестиционного риска новую компоненту - управленческий риск. При этом упор сделали на оценку результатов исполнения полномочий региональных органов власти в социальной, финансовой (бюджетирование), программно-целевой, экономической сферах с учетом динамики развития региона. Например, для оценки выполнения социальных функций системы регионального управления был выбран один из общепринятых в мировой практике универсальных показателей - уровень младенческой смертности (таблица 6). За базу сравнения был принят не среднероссийский показатель смертности (11,0 промилле), а средний показатель для развитых стран мира по данным "Статистического ежегодника ООН" (6,0 промилле). Сравнение с выбранным нормативом показало, что лишь в Санкт-Петербурге уровень младенческой смертности приблизился к выбранному нормативу.

Таблица 6. Уровень младенческой смертности в 2005 г. - "Лучшие" регионы

Регион (субъект федерации) Младенческая смертность, промилле
Российская Федерация 11,0
Санкт-Петербург 6,2
Ярославская область 7,4
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра 7,4
Чувашская Республика 7,8
Республика Калмыкия 7,9
Республика Татарстан 8,0
Самарская область 8,2
Агинский Бурятский автономный округ 8,2
Республика Коми 8,6
Краснодарский край 8,6
Тюменская область 8,6
Республика Северная Осетия - Алания 8,7
Белгородская область 8,9
Москва 9,0
Тамбовская область 9,1
Республика Мордовия 9,1
Саратовская область 9,1
Владимирская область 9,3
Липецкая область 9,3
Кировская область 9,3
Источник: Росстат

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: