(Полемическая ортодоксальная вставка)
198. Подмена понятия «кромешная бездна» понятием «область отдельных богов» (Рудры, Адитьи, Васу и пр.).
199. Повесть о брамине-шептуне, достигшем великого плода тысячелетним шептаньем мантр.
200. Спор шептуна брамина с князем Икшваку о том, кому принадлежит плод шептанья. Оба — брамин и князь достигают Брахмо. Описание техники махасамадхи, вызывающей кровоизлияние в мозг.
БЕСЕДА МАНУ И БРИХАСПАТИ
(Йогический текст, близкий Анугите)
201. О способах Освобождения. Все телесное — область удовольствия и страдания. Кто хочет освободиться, должен покинуть и то, и другое.
202. Об отношении воплощающего к органам (вариант гл. 194).
203. О связях воплощающего с телом; объяснение, почему воплощающийся не виден.
204. О путях познания Атмана путем отрешения от привязанностей к проявленному. Строение психического организма (индрии, манас и пр.).
205. О происхождении противоречий и снятии их путем направления буддхи во внутрь для достижения Освобождения. Освобождение как полная психическая интраверсия.
206. Развитие учения об интраверсии как основном положении йоги. Освобождение достигается направлением манаса и буддхи в Запредельное.
КОСМОЛОГИЯ И ТЕОЛОГИЯ РАННЕГО ВИШНУИЗМА
(Большой текст вишнуитской (ранней) Санкхьи)
207. Возникновение мира и существ как акт творения верховного бога Вишну, создавшего богов (в том числе и Шиву) и вселенную. Начало вишнуитской бхакти, проповедуемое Нарадой. Перечисление народов, не верующих в Вишну.
208. О сторонах света; об их влиянии на судьбу человека, особенно путешествующего. Боги и риши, покровители сторон.
209. Восстание данавов под предводительством Нараки (ада). Сказание о деяниях Вишну. Его воплощение в образе Вепря для уничтожения данавов.