(11518—11542)
1. На охоту за ланями отправился в одно безлюдное место сын Джанаки;
В лесу он увидел Индру певцов, риши из рода Бхригу.
2. Приблизясь к сидящему, (княжич) склонил голову перед муни,
Затем так вопросил богатырь, получив дозволенье:
3. «Владыка, что такое благо а как его достигнуть здесь или (в ином мире)
Человеку с его бренной плотью, пребывающему под властью Камы?»
4. Почтительно спрошенный великий подвижник
Ему тогда изрёк благотворное слово, тот махатма.
Риши сказал:
5. Если ты хочешь знать, что по исходе и здесь
благоприятствует сознанью,
То, победив чувства, отвратись от того,
что здесь для существ неблагоприятно.
6. Дхарма есть благо благих людей, прибежище благих — дхарма;
Из дхармы произошли три мира с их подвижным и неподвижным.
7. О, вожделеющий услад, от вожделенного
и от жажды жизни почто не уходишь?
Мёд-то ты видишь, худоумный, обрыва же не замечаешь!
8. Как желающий того плода должен заботиться о знанье,
Так желающий того плода должен заботиться о долге (дхарме).
|
|
9. Неблагому, пожелавшему выполнить долг, трудно выполнить чистое дело;
А благому, пожелавшему (выполнить) долг,
(даже) трудное дело легко выполнимо.
10. Любитель деревенских благ и в лесу, и в деревне остаётся тем же;
А кто не любит деревенских благ, тот и в деревне
(всё же) остаётся жителем леса.
11. Предавшись благочестию, выполняй свой долг
помыслом, словом, телом;
Вовне ль обращаясь или во внутрь\, о добром и недобром
помни, махараджа.
12. Святым подавать нужно просимое щедро, безропотно и постоянно;
Чистого в обетах нужно почитать в (должное) время, в (должном) месте;
13. Достойному нужно подавать доставшееся праведно и чисто,
Нужно подавать, отбросив гнев, без насилия над собой, не бахвалясь.
14. Благожелательным, самообузданным, чистым, стойким,
правдивым, честным,
Очищенным рождением и делами, достойным сосудом
знания Вед да будет дваждырождённый.
15. Законной и единственной жены, такой родительницы
здесь желанно лоно.
Знающий Риг, Яджур, Сама (Веды), сведущий в шести делах,
называется достойным,
16. Итак, что долг (дхарма), что не долг, определяется по человеку
В зависимости от достоинства, дел, времени, места.
17. Как лёгкое загрязнение человек, шутя, удаляет с тела,
А сильное с большим трудом, так же и зло удаляют.
18. Как после слабительного полезно (пить) топлёное масло,
Так после снятия пороков исполнение обрядов (дхармы)
приносит посмертное счастье
19. У всех существ хорошее и плохое от сердца (манаса) исходит;
Всегда нужно развивать хорошее, отбросив дурное;
20. Всё и везде нужно уважать\, творимое каждым по (своему) уставу;
|
|
А когда от своего долга отвлекает страсть,
(тогда) долг нужно выполнять вопреки страсти.
21. Нестойкий духом, стань суровым! Ты, неразумный, будь разумным!
Утишься, неумиротворенный! Ты, непознавший, стремись к Познанью!
22. Пламенным (усердием) можно добиться, чтобы
нужное средство\ стало в помощь,
Ибо незыблемая\ стойкость есть корень блаженства здесь и по уходе.
23. Из-за нестойкости царственный риши Махабхиша упал с неба,
Но, исчерпав заслуги, Яяти\ стойкостью вновь достиг
миров (блаженных).
24. С праведными, чистыми подвижниками общаясь,
Ты достигнешь богатого познанья, затем достигнешь блага.
Бхишма сказал:
25. Тогда вернулся в своё состояние (княжич), премудрого выслушав слово,
Отвратил сердце от вожделения и к долгу (дхарме) направил разум.
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение», в книге «Основа Освобождения» гласит 311 глава — Наставление Джанаке\.