В истории изучения причин заикания существовали разные точки зрения на этиологию заикания: и различное аффективное состояние и травмы головы, тяжелой болезни и подражание неправильной речи, воспитание в семье, переучивание леворукости. Таким образом, в этиологии заикания отмечается совокупность различных экзогенных и эндогенных внутренних факторов в общем в указаниях на причины является замечание о том, что заикание в основном свойственно в детском возрасте и возникает, когда развитие речи еще незаконченно.
В настоящее время 2 группы причин: предрасполагающие и производящие. При чем некоторые факторы могут выступать и в 1 и во 2 роли.
1. Предрасполагающие:
- невротическая отягащенность родителей (нервные, соматические, инфекционные и другие хронические заболевания, влияющие на функции ЦНС).
- невротические особенности самого ребенка (ночные страхи, эмоциональная неустойчивость, энурез)
- наследственная отягощенность (врожденная слабость речевого аппарата)
- конституциональная предрасположенность (слабость и ранимость высшей нервной деятельности)
|
|
- заболевания вегетативной НС
- поражения головного мозга в перинатальном или раннем постнатальном периоде.
Указанные причины приводят к сдвигам в соматических и психических сферах и могут быть причиной возникновения различных нарушений речи.
К предрасполагающим причинам относятся:
1. Общая физическая ослабленность.
2. Причины невротического характера: невротическая отягащенность родителей (нервные, соматические, инфекционные и другие хронические заболевания, влияющие на функции ЦНС); невротические особенности самого ребенка (ночные страхи, эмоциональная неустойчивость, энурез); наследственная отягощенность (врожденная слабость речевого аппарата); конституциональная предрасположенность (слабость и ранимость высшей нервной деятельности); заболевания вегетативной НС
3. Возрастные особенности формирования мозговогой структуры (большие полушария мозга, их ассиметрия формирование в основном завершается к 5 годам и формируется речевая система, которая оказывается наиболее ранимой.
4. Ускоренное развитие речи (3-4 года) (под влиянием общения со взрослыми у ребенка усиленно развиваются коммуникативная, когнитивнорегулируемая функция речи.
5. Неблагоприятное психическое сосотояние, обусловленное ненормативными нервными и другими отношениями с окружающими.
6. Недостаточность положительных эмоций из-за трудности контактов на фоне перечисленных условий достаточно сильного раздражитель – нервного срыва.
Производственные причины:
1. Анатофизиологические.
|
|
- травмы раличного периода развития (ушибы, сотрясения мозга)
- органические нарушения мозга с повреждением подкорковых образований.
- различные заболевания, источающие нервную систему
- несовершенство речевого аппарата.
2. Психосоциальные причины.
- одномоментная психотравма
- острая тяжелая психотравма
- длительная психотравма (неадекватное воспитание (избалованность, гиперопека)
- длительные стрессовые состояния (эмоциональные переживания, психическое перенапряжение, конфликтные ситуации)
- неправильное формирование речи в детстве (быстрая речь родителей, собственная быстрая речь, речь на вдохе, нарушение звукопроизношения)
- перегрузка дошкольным сложным речевым материалом и соответственно мышлением
- многоязычие в семье, овладение несколькими языками в раннем детстве
- подражание заикающимся
- переучивание леворукости и др.