Критика алхимии, астрологии, магии, мистики и аскетизма, характерных для средневековья.
Роджер Бэкон отмечал значение опытов и наблюдения в познании. Но опыт бессилен в познании души. Дает большой материал о зрительных нервах, зрительном восприятии. Развивал материалистические идеи.
Эразм Роттердамский: в борьбе с пороками дух должен быть вооружен. Оружие – молитва и знания (Священного писания и мудрости древних). «Начало мудрости в познании самого себя». Идея орудий, средств, направленных на овладение собственными движениями души (ср. Выготский).
Данте: человек – существо творческое; истинно человеческое в нем от культуры.
Леонардо да Винчи: человек – это великолепное орудие природы, земной бог, но он жесток и часто ничтожен в своих помыслах и поступках.
М. Монтень: человек – не центр вселенной, а ее часть. Большое внимание уделяет самопознанию. Мысли о достоинствах простого человека, критика нравов и лицемерия получили продолжение в науке Нового времени.
Натурфилософия, свободная от религиозных влияний. Дж. Бруно, Б.Телезио, П.Помпонацци. Наука развивается в стенах мастерских художников и скульпторов, а не в университетах. В рамках натурфилософии возрождается естественно-научное направление, развитие науки, рост знаний.
|
|
Постепенно складывается новая научная методология. Период XVI-XVII (Коперник, Ньютон) – поворотный этап в мышлении западной цивилизации, подорвавший авторитет средневековой науки – научная революция.
Развивалась медицина, анатомия, физиология человека.
Немецкие схоласты Р.Гоклениус и О.Кассман ввели термин «психология» в 1590.
Хуан Луис Вивес (1492-1542). Книга «О душе и жизне». Главный вопрос не в том, что такое душа, а в том, каковы ее проявления и их связь®истоки успехов психологического анализа Ф.Бэкона и Р.Декарта.
14. Значение Ф. Бэкона для психологии.
Френсис Бэкон (1561 – 1651). Дружил с Эссексом, который попал в опалу. «Знание - сила» - его максима. Был осведомлен во всех областях науки, написал «Новую Атлантиду». Главной задачей считал проблему разработки метода. Создал «Новый органон» - ум не может быть предоставлен самому себе, но он должен быть механистическим. Поэтому Бэкон много занимался переходом от посылок к выводу. Занимался классификацией наук. Науки о человеке он разделил на две части: общие и наука о душе. Общие должны заниматься человеком в целом: наука о личности, научное знание о связи души и тела, о том, как действие души отражается в теле. Считал тело зеркалом души, особенно лицо. Занимался физиогномикой.
Учение о душе – «О достоинстве и преумножении науки» - учение о человеке, критика и отказ от Аристотеля, душа – только психические процессы, но у нас нет критерия души. Его надо выделять. Душа – от ощущения до высших проявлений характера и воли. Душа – не изучаемое явление, надо изучать явления, описывать (эмпирика) их, чтобы составить инвентарь наших возможностей. Тогда мы сможем развивать способ укрепления наших способностей.
|
|
Наибольшего внимания достойны познавательные способности: Бэкон первым выделил метод сомнения в возможности нашего знания, описал ошибки познания.
Работы по анализу научного знания (на основе глубокого сомнения в значимости научного знания), на этой основе произвели особую классификацию. Душа: критика Аристотелевского понимания души как чрезмерно широкого (все живые проявления, а не только психические). Ограничивает философию души только психическими (не дает точного критерия психического. Задается вопросом: зачем нужно «психическое»? Дает ответ: описание психического нужно для знания особенностей, чтобы уметь их развить, чтобы подчинить силы природы, останавливается на принципиальных особенностях всех людей.
Познание: ограничено, поэтому эти ошибки-ограничения – «идолы». Классифицирует ошибки, ставя перед собой задачу избежать главных ошибок. Типы «идолов»:
- идолы рода – обусловлены особенностями человеческого рода
- идолы пещеры – обусловлены особенностями слов
- идолы площади – обусловлены результатом и процессом общения
- идолы театра – результат неверных теорий, философских учений и ложных законов доказательства (только от этого типа идолов можно отказаться, остальные господствуют над человеком всецело)
Агностицизм – это не для Бэкона, он не сомневался в возможностях познания, ошибки нужно анализировать, чтобы уметь оценить их влияние на познание. Наше познание должно быть чем-то вооружено, т.к. от природы существует 4 ограничения. Природные возможности надо усилить. Для работы ума нужны орудия (например, мнемотехника, письменность – орудия для познания). Проблема вывода: сводит душу к психическому, говорит о необходимости дать эмпирическое описание, большую роль уделяет вспомогательным средствам.
Резюме:
- сводит изучение души к изучению психических функций
- указывает на необходимость дать описание психических функций
- средства, орудия, метод – путь к развитию. Метод – главное орудие познания. Предложил научную индукцию в качестве метода.
® отмирание науки о душе и предпосылки возникновения науки о сознании.
Наука о человеке | |||
Философия человека – человек как таковой | Гражданская философия – человек в отношении к обществу | ||
О теле | О душе | ||
медицина косметика атлетика наука о наслаждениях | Рациональная (дух) Способности: разум, рассудок, воображение, память, влечения (желания), воля | Животная, телесная. Способности: ощущения, выбор (стремление к приятному, избегание неприятного) | |
Наука о личности (рассмотрение личностей великих деятелей, их способностей, как образцов высших проявлений человеческих возможностей). Наука о связи тела и души (определение душевного состояния по внешним проявлениям, толкование снов, влияние болезненных состояний на душу и наоборот) | |||
15. Учение Декарта о страстях души.