Некий дервиш в одной гористой местности обитал,
уединение ему было супругой и наперсником.
1615 Поскольку от Творца доносился до него северный ветер,
тяготило его дыхание мужчин и женщин.
Так же, как нам легко жить оседло,
другим людям так же легко путешествовать 20.
17 Имеется в виду один из самых популярных моментов легенды об Йусуфе, часто изображавшийся на миниатюрах. Жена вельможи, рабом которого был Йусуф, пригласила к себе женщин, судачивших о том, что она соблазняет Йусуфа. «Когда она услыхала про их ухищрения, то послала к ним и пригото- вила им места для возлежания и дала каждой из них нож и сказала: „Выйди к ним!“ Когда же они уви- дели его, то возвеличили его, и порезали себе руки, и сказали: „Далек Аллах! Это — не человек, это — только благородный ангел“» [Коран,12: 31 (31)].
18 Имеется в виду шайх Абу-л-Хайр ал-Тинати, прозванный Акта‘ из-за того, что у него была отрезана одна рука (X в.) [Шахиди. Т. 7. С. 250; Диххуда, ﻊﻄﻗا ﺮﻴﺨﻟاﻮﺑا].
19 Отсылка к хадису, передаваемому со слов Абу Хурайры: «Воистину Аллах (велик Он и славен!) сказал:
„Я с Моим рабом, когда он меня поминает и шевелит своими губами“»
(ﻩﺎﺘﻔﺷ ﺖآﺮﺤﺗ و ﻰﻧﺮآذ اذا ىﺪﺒﻋ ﻊﻣ ﺎﻧا لﻮﻘﻳ ﻞﺟ ز ﺰﻋ ﷲا نا) [Шахиди. Т. 7. С. 252].
20 Аллюзия на хадис: «Легко все, чего [человек] достоин» (ﻪﻟﻖﻠﺧﺎﻤﻟﺮﺴﻴﻣﻞآ) [Ахадис-и Маснави. С. 79].
Так же, как ты влюблен в предводительство,
влюблен тот господин в кузнечное дело.
Каждого создали для какого-нибудь дела,
склонность к нему в его сердце заронили.
Руки и ноги без склонности [к этому] разве зашевелятся,
колючка и щепка без воды или ветра разве задвигаются?
1620 Если ты увидишь, что у тебя есть склонность к небесам,
крылья счастья расправь, подобно [птице] Хума 21!
А если ты увидишь, что в тебе склонность к земле,
то плачь и не унимай свои стенания.
Разумные стенают прежде,
а невежды в конце бьют себя по голове.
От начала дела конец [его] увидь,
чтобы не раскаиваться тебе в День суда.