Основные структурные элементы и функции | Содержание элементов и функций |
Контент | · отраслевой каталог продукции с единой системой классификации товаров и услуг; · база данных предприятий отрасли; · стандарт электронного документооборота в отрасли; · информационные ресурсы по отраслевым новостям, событиям, нормативным документам; · аналитические исследования; · отраслевая экспертная информационная система; · форум, чат, конференции участников; · доска объявлений; · карта сайта |
Сервисные услуги | · регистрация (продавец, покупатель, гость); · аутентификация, назначение полномочий при работе с системой; · торговое место участника (совокупность маркетинговой информации, ориентированной на покупателей или продавцов); · набор средств управления каталогами товаров (сбор информации, разбивка по категориям, публикация + поиск по запроса, в т.ч. многовариантным + ведение гибких систем скидок/наценок) |
Транзакционные услуги | · система контроля торгов; · система подбора поставщика и комплектации товара; · оформление и получение заказа на покупку; · предоставление информации о статусе заказа, истории его исполнения; · оформление сопроводительных документов; · осуществление платежа |
Интеграция с системами класса MRP, ERP | · обеспечение доступа к информации каталога товаров поставщика, находящегося на его web-сайт или бэк-офисе; · средства для полной интеграции коммерческих приложений торговых партнеров |
Бизнес-услуги | · система управления логистикой (в т.ч. управление сетью поставок; услуги, обеспечивающие интеграцию с транспортными компаниями, отслеживание доставки); · платежная система; · система кредитования и страхования сделок |
Система динамических торгов | · прямые (для покупателей) и обратные (для поставщиков) аукционы; · биржи |
Дополнительные услуги | · организация послепродажного обслуживания; · мониторинг деловой активности на торговой площадке; · организация рейтингов предприятий данной отрасли или участников площадки; · прогнозирование ситуации на рынке |
Инициаторами создания вертикальной электронной торговой площадки являются, как правило, традиционные корпорации, отраслевые консорциумы, сервисные организации электронной коммерции (например, провайдеры) или государственные предприятия.
|
|
Очень часто крупные торговые площадки создаются объединенными усилиями лидеров индустрии. Это обусловлено тем, что для обеспечения успешной деятельности торговое сообщество должно набрать “критическую массу” покупателей и продавцов. Покупатели не станут посещать сайт торговой площадки, если там не будет необходимых им товаров. Поставщики не захотят участвовать в торгах, если у площадки нет достаточного числа привлекательных покупателей. Кроме того, должен быть обеспечен достаточный уровень информации о предлагаемых товарах и услугах, а также другой ценной информации: экспертные оценки, аналитика, свежие новости по данной индустрии …
|
|
Еще один важный момент. По мнению ведущих специалистов в области электронной коммерции такие торговые площадки должны быть независимы от любого из участников торгов. В противном случае стороны оказываются в неравных условиях и чужие предприятия могут справедливо опасаться того, что их интересы будут ущемлены. Ряд аналитиков консалтинговых компаний, специализирующихся на сделках в области электронного бизнеса утверждают, что к онлайновым торговым площадкам можно отнести лишь те, что управляются нейтральной третьей стороной и служат для проведения транзакций между покупателями и продавцами.
В соответствии с требованиями к независимости от учредителей и участников отраслевые торговые площадки выделяются в отдельные предприятия. Особенности бизнеса таких компаний требуют наличия в ее штате помимо информационно-технологических подразделений групп предметных специалистов – товароведов, снабженцев, специалистов по проведению аукционов, маркетологов и т.д.
Доходы организаторов электронных торговых площадок складываются из:
· Комиссии за транзакции (обычно 1-6% от совершенной сделки) – первичная статья дохода для многих компаний, особенно для вертикальных операторов. Модели получения доходов от транзакций обычно организовываются как взимание определенного процента или фиксированной суммы с транзакции на основе заказа на покупку или счета-фактуры. Комиссию с транзакции может платить как продавец, так и покупатель. Доля ЭТП получающих доход по такому принципу максимальна – порядка 80% от всех площадок.
· + Реклама – основываются на модели CPM (оплата за тысячу рекламных обращений) или на спонсорстве
· + Подписка – платный доступ к имеющейся у провайдера вертикальной торговой площадки информации
· Членские взносы – Остальные 20% площадок. Это оплата за возможность работать на площадке, взимаемая на регулярной основе через равные промежутки времени. В зависимости от популярности и мощности площадки составляет от 3 до 200 евро в месяц.
Преимущества, связанные с использованием отраслевых торговых площадок, в той или иной степени повторяют преимущества, характерные для электронной коммерции в целом, и торгово-зхакупочным систем сектора В2В в частности: снижение тансакционных издержек; оптимизация бизнес-процессов для участников этого рынка; расширение рынка сбыта для поставщиков и увеличение возможностей выбора для покупателей; улучшение сервиса и его персонификация; получение более полной информации о рынке (поставщиках, партнерах, конкурентах); концентрация отраслевого опыта в одном месте; равные возможности доступа на рынок для всех участников и т.д., и т.п.