Кафедра уголовного права и процесса
Одобрено УМС факультета
Протокол №___
«___» _____________ 2008 г.
Председатель ____________
Адаменко Валерий Дмитриевич
Уголовно-процессуальное право
Учебно-методический комплекс
Для специальности 030501. 65 - юриспруденция
Согласовано | Рекомендовано кафедрой: |
Учебно-методический совет Кем И (филиала) РГТЭУ | уголовного права и процесса |
«____» ______________2008 г. | Протокол №__ |
«___»___________ 2008 г. Зав. кафедрой _____ |
Кемерово 2008
Содержание
1. Цель, задачи и предмет дисциплины............................................................................................ 3
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины......................................................... 3
2.1. Инновационные технологии, используемые в преподавании
дисциплины......................................................................................................................................... 4
3. Объем дисциплины......................................................................................................................... 5
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы............................................................................ 5
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы........................................................ 5
4. Содержание курса........................................................................................................................... 8
5. Темы семинарских занятий.......................................................................................................... 11
6. Задания для самостоятельной работы студентов....................................................................... 39
7.Тематика курсовых работ и методические указания
по их выполнению…………………………………………………………………………………..42
8. Вопросы для подготовки к зачету............................................................................................... 45
9. Вопросы для подготовки к экзамену.......................................................................................... 47
10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………………………………………..49
10.1. Литература................................................................................................................................ 49
10.2. Методическое обеспечение дисциплины……………………………… …………………..67
10.3. Материально-техническое и информационное обеспечение
изучения дисциплины...................................................................................................................... 67
Приложение 1 (Образец оформления титульного листа курсовой работы)............................... 68
Цель, задачи и предмет дисциплины
Учебная дисциплина «Уголовно-процессуальное право» является одним из основных обязательных курсов специальных дисциплин, изучаемых студентами правоведами.
Данный курс тесно связан с ранее освоенными студентами дисциплинами «Уголовное право. Часть Общая», «Юридическая психология», «Правоохранительные органы Российской Федерации», «Гражданское право», «Теория государства и права», служит необходимой предпосылкой для успешного усвоения последующих дисциплин, прежде всего «Криминалистики», «Криминологии», «Уголовно-исполнительного права», «Прокурорского надзора» и других. Отсюда и важность, необходимость курса. Лишь только освоив дисциплину студент сможет свободно ориентироваться в уголовно-процессуальном законодательстве и применять его в практической деятельности независимо от ее функциональной направленности.
Общепринятым признается подразделение курса на три составные части: Общую часть, включающую основные положения дисциплины, Досудебные стадии, предполагающие возбуждение уголовного дела и предварительное его расследование, Судебные стадии, охватывающие все остальные этапы уголовного процесса и особые виды производства. В связи с этим Методические указания подразделены также на три составные части, а в связи с ограниченностью объема возможности издания публикуются в двух частях.
Предмет дисциплины - поступательное движение и правоотношения субъектов в ходе возбуждения, предварительного расследования и судебного разбирательства уголовного дела по темам учебного плана
Цели Методических указаний заключаются в:
а) даче студентам систематизированных основ научных знаний по уголовному судопроизводству;
б) стимуляции активной познавательной деятельности и способствование формированию их творческого мышления;
в) формулировании у студентов умения и навыков профессионального применения норм уголовно-процессуального права в практической деятельности правоведа;
г) привитии навыков составления процессуальных документов по уголовному делу;
д) оказании помощи в использовании уголовно-процессуальной литературы при изучении курса и решении практических вопросов в производстве по уголовным делам, написании курсовых и дипломных работ.
Задачи - освоить ведение постатейного производства по уголовному делу (обоснованное возбуждение либо отказ в возбуждении дела; законное проведение различных следственных действий и все виды окончания предварительного расследования; руководство и ведение судебного разбирательства по первой и второй инстанции, а также надзорного производства) с правильным процессом доказывания и установлением предмета и пределов доказывания, установлением истины в конкретных ситуациях судопроизводства).
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате обучения данной дисциплине студент должен:
иметь представление о полемических проблемах в науке уголовно-процессуального права, пути разрешения неясностей, неувязок и пробелов в законодательной и практической деятельности в дознании, предварительном следствии, судебных заседаниях, ситуационных вопросах, возникающих у ученых, дознавателей, следователей, прокурорах, судей.
знать: Конституцию РФ, конституционные и федеральные законы, подзаконные (в том числе ведомственные) акты, регламентирующие не только уголовно- процессуальную деятельность, но и смежные правовые отрасли (уголовное право, уголовно-исполнительное право, административное право, гражданское право и т.д.), решения Конституционного Суда РФ, Верховных Судов СССР, РСФСР, РФ, толкующие уголовно-процессуальные и уголовно – правовые вопросы.
уметь: ориентироваться и правильно толковать уголовно-процессуальное законодательство с учетом возможных изменений, поправок и дополнений; качественно исследовать доказательственную базу, закреплять её и делать верные и законные выводы и принимать соответствующие решения в стадиях процесса (постановления, заключения, приговоры, определения).