НДС – самый проблемный налог России, но его весомость для бюджета страны делает необходимым исследование способов и порядка реформирования.
Во-первых, НДС – это универсальный налог, обладает широкой налоговой базой, его плательщиками являются все юридические лица, поэтому сборы носят устойчивый характер. Структурные сдвиги и внешние факторы имеют ограниченное влияние, только глобальные изменения экономического роста могут оказать воздействие на налогооблагаемую базу.
Во-вторых, НДС – это налог на потребление, т.к. капитальные товары подлежат зачету, соответственно он не оказывает воздействие на границу производственных возможностей непосредственно.
В-третьих, НДС одинаково облагает как внутренние, так и импортные товар, что устраняет скрытую дискриминацию импортных товаров, в отличии от таможенной пошлины.
Этим перечнем заканчивается положительная характеристика НДС, недостатков у данного налога значительно больше, поэтому актуальным является вопрос о целесообразности дальнейшего применения данного налога в России.
|
|
1. Высокая стоимость администрирования НДС для частного и государственного секторов.
2. Низкая эффективность налога при его непрофессиональном использовании. Сложный характер НДС требует высокого социально-экономического уровня развития для успешного его использования.
3. Наличие неформального сектора в экономике нивелирует все достоинства НДС в сравнении с другими косвенными налогами.
4. Право на возмещение НДС, уплаченного экспортерами, порождает злоупотребления и неправомерное его использование.
5. НДС является дополнительным бременем и дестимулирующим фактором для развития секторов с высокой добавленной стоимостью, особенно сферы инноваций.
6. Фонд оплаты труда является объектом обложения НДС, что приводит к сокрытию доходов.
7. НДС косвенно способствует сохранению сырьевой ориентации экономики, т.к. они применяют 0%-ую ставку НДС при экспорте.
8. Уплачиваемая сумма налога зависит от ставок, применяемых контрагентом (0, 10, 18%), что оказывает прямое влияние на предпринимательский выбор направления деятельности, делает неконкурентоспособным выпуск товаров облагаемых максимальной ставкой.
9. Существует большая зависимость от качества счетов-фактур поставщика, оформленная с нарушениями НК РФ (подписанная неуполномоченным лицом, с неуказанным КПП, неправильно указанными реквизитами, отсутствие приходного ордера (форма М-4), накладной (форма ТОРГ-12), требование-накладная и т.п.) является недействительной, поэтому НДС по ним не подлежит вычету и (или) возмещению.
10. Налогоплательщик должен относить на чистую прибыль НДС, указанный в чеках или товарных накладных, при отсутствии счетов-фактур, которые в ряде случаев продавец не дает (чаще всего это малый бизнес, который применяет УСН).
|
|
11. Необходимость уплаты НДС за реализованную продукцию, за которую ещё деньги не получены (с 01.01.2006 г.), существенно снижает возможности предприятия отпускать продукцию в кредит.
12. Имеют место злоупотребления из-за возможности возмещения из бюджета НДС за полученные и неоплаченные материалы (с 01.01.2006 г.).
13. Заявительный характер при экспорте для возмещения НДС в дальнейшем при наличии ошибок в документах может привести к отказу в возмещении налога, но теперь уже со штрафами и пенями.
Варианты решения проблемы сводятся к следующему:
во-первых, ввести альтернативный НДС налог с продаж;
во-вторых, пойти по пути унификации и снижения ставки НДС.
Вопрос о ставках остается проблематичным, существующая практика (изменение с 1.01. 2006 г.) порядка возмещения НДС при экспортных операциях породила злоупотребления со стороны недобросовестных налогоплательщиков.
Проведенные оценки потерь бюджета при различных вариантах перехода к единой пониженной ставке НДС показали, что при ставке 10% потери ВВП выше, чем при ставке в 12%, минимизация потерь происходит при условии, что только для российской продукции действует ставка в 10% (см. с. 172 «Налоговая политика»)
Дифференциация ставок в условиях кризиса позволяет стимулировать выпуск инновационной продукции, товаров широкого потребления, для продукции машиностроения и т.д.
Снижение коррупционной емкости НДС в сфере возмещения экспортного НДС. Целесообразность использовать стратегию Китая «охлаждение» роста экспорта и увеличения оборота внутреннего в зависимости от вида продукции. Это может коснуться в первую очередь экспорта нефти, газа и металлов. С 2006 года достаточно счета-фактуры для возмещения. Необходимо упростить администрирование экспортного НДС, сделать уплату налога прозрачнее, уйти от встречного потока из бюджета, оставить финансовый поток от налогоплательщика.
Изменить методологию расчета НДС – отказаться от применения так называемой зачетной схемы и перейти к исчислению налога по прямым счетам.