Психолингвистика – дисциплина, которая находится на стыке психологии и лингвистики. Изучает взаимоотношение языка, мышления и сознания.
ПРОБЛЕМЫ:
1. Проблема «Речь и мышление»: процессы речеобразования и восприятия, усвоение языка ребенком, «внутренняя речь», речевые нарушения и т.п.
МЫШЛЕНИЕ:
1. Невербальное (наглядно-образное)
2. Вербальное (логическое, словесное)
Левое полушарие = вербальное мышление
Правое полушарие = невербальное мышление
Именно с разными типами мышления связаны сложности в вербализации (речевом выражении) наглядно-чувственной информации (эмоций, ощущений…).
Подтверждение идеи о функциональной асимметрии головного мозга – при изучении афазии ( нарушения речи, возникающего при
повреждении коры головного мозга) (А.Р. Лурия).
Травмы правого полушария – утрата предметного значения слов, особенно существительных с конкретным значением, травмы левого
полушария – нарушения грамматической правильности речи.
Идея о взаимосвязи языка и сознания народа, говорящего на этом языке, присутствует еще в концепции Вильгельма фон Гумбольдта:
|
|
«… каждый язык описывает вокруг народа, которому он принадлежит, круг, из пределов которого можно выйти только в том случае, если вступаешь в другой круг. Изучение иностранного языка можно было бы поэтому уподобить приобретению новой точки зрения в прежнем миропонимании».
Язык как носитель особого мировоззрения воздействует на мировоззрение его носителей. Подтверждение концепции – разная «членимость мира» в лексике и грамматике того или иного языка:
русск. голубой и синий – англ. blue
русск. цветы – нем. Blumen и Blüten
русск. Ты куришь? - англ. Do you smoke? или Are you smoking?
Развитие этих идей сегодня – в лингвокультурологии. Переосмысление проблемы взаимосвязей между языком и сознанием народа, его мышлением: национальное сознание, национальная картина мира воздействует на язык народа, находит в нем свое отражение.
КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИТСИКА – направление в языкознании, которое исследует проблемы соотношения языка и сознания, роль языка в концептуализации и категоризации мира, в познавательных процессах и обобщении человеческого опыта, связь отдельных когнитивных способностей человека с языком и формы их взаимодействия.