По мнению Э. Эриксона, каждой стадии развития отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им. Эти соображения Э. Эриксона легли в основу двух наиболее важных понятий его концепции — «групповой идентичности» и «эгоидентичности». Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу — на выработку присущего данной группе мироощущения. Эгоидентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувства устойчивости и непрерывности своего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.
Стадия
| Психосоциальная стадия
| Предмет конфликта развития
| Социальные условия
| Психосоциальный исход
|
Стадия 1 (от рождения до 1 года)
| Младенчество (орально-сенсорная стадия)
| Могу ли я доверять миру?
| Поддержка, удовлетворение основных потребностей, преемственность. Отсутствие поддержки, депривация, непоследовательность.
| Доверие – недоверие
|
Стадия 2 (от 2-3 лет)
| Ранний возраст (мышечно-анальная стадия)
| Могу ли я управлять собственным поведением?
| Разумная дозволенность, поддержка. Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия.
| Автономия – сомнение
|
Стадия 3 (от 4-5 лет)
| Возраст игры (лакомоторно-генитальная стадия)
| Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?
| Поощрение активности, наличие возможностей. Отсутствие возможностей, неодобрение активностей.
| Инициатива – вина
|
Стадия 4 (от 6-11 лет)
| Школьный возраст (латентная стадия)
| Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?
| Систематическое воспитание и обучение, наличие хороших примеров для подражания. Плохое обучение, отсутствие руководства и поддержки.
| Трудолюбие – чувство полноценности
|
Стадия 5 (от 12-18 лет)
| Отрочество и юность
| Кто я?
Каковы мои взгляды и убеждения и позиции?
| Внутренняя устойчивость и преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания и положительная обратная связь. Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания.
| Идентичность – смещение ролей
|
Стадия 6 (ранняя взрослость)
| Молодость
| Могу ли я полностью отдать себя другому человеку?
| Душевная теплота, понимание, доверие. Одиночество, остракизм (изгнание, ссылка)
| Близость – изоляция
|
Стадия 7 (взрослость)
| Взрослость
| Что я могу предложить будущим поколениям?
| Целеустремленность, продуктивность. Обеднение личной жизни, регрессия.
| Генеративность – стагнация
|
Стадия 8 (зрелость)
| Поздняя зрелость
| Доволен ли я прожитой жизнью?
| Чувство завершенности жизненного пути, осуществление планов и целей, полноты и целостности. Отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью.
| Целостность эго - отчаяние
|