В этических системах древности было сформулировано так называемое «золотое правило нравственности» – чего в другом не любишь, того сам не делай. Это правило в разных формулировках вошло в состав разных этических систем (например, категорический императив Канта). Еще одним распространенным принципом нравственности была идея «золотой середины». Чтобы достичь счастья, нужно избегать крайности в поступках, соблюдать меру. Правда, отмечал Аристотель, у разных людей эта «середина» разная.
В последующей истории этики можно выделить два распространенных варианта: либо на первое место выдвигаются интересы отдельного индивида (эгоизм) либо общие интересы (альтруизм).
В первом варианте утверждается особая роль:
• наслаждения, удовольствия (гедонизм). Классическим представлением этой точки зрения в античности был Эпикур, который считал высшим благом наслаждение. Но в то же время он призывал к разумной жизни, которая не будет стремиться к неограниченному умножению удовольствий. Стоики также призывали к удовольствиям, но говорили, что при этом не следует становиться рабами вещей;
|
|
• счастья (так называемый эвдемонизм). Представления о счастье различны. Киники считали, что все плоды цивилизации бессмысленны, нужно возвратиться к простой жизни. Поскольку мир преисполнен зла, нужно отстраниться от участия в его делах. Конечно, можно иметь деньги, вещи и т. п., но все это непрочно, в стремлении к счастью на это нельзя полагаться. Спасенья нужно искать в себе;
• пользы (так называемый утилитаризм). «Принцип пользы» у Бентама, Милля и других утверждал, что действие, поступок правилен, если он приносит пользу человеку. При этом говорилось, что конкретный поступок может приносить и пользу и вред, но если пользы он приносит больше, то он правилен.
Во втором варианте этических концепций в основу ставился моральный принцип, предписывающий сострадание к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотрешению во имя их блага и счастья. Этот принцип нашел свое выражение, в частности, в христианской морали – «возлюби ближнего своего, как самого себя». Этика альтруизма обычно ориентируется на благодеяние и филантропию.
Два основных противоречия морали "универсализм - партикуляризм" и "Я -
другие" можно рассматривать как фундамент, над которым возвышается
все здание морали, ее базовые императивно-ценностные системы.
Сочетание приоритетного отношения к себе с доминированием частного интереса
характеризует гедонизм; сочетание приоритетного отношения к другим с
доминированием частного интереса характеризует утилитаризм; сочетание
|
|
приоритетного отношения к себе с доминированием общего интереса
характеризует перфекционизм; сочетание приоритетного отношения к
другим с доминированием общего интереса характеризует альтруизм.
Партикулярность раскрывается другими словами как "частный интерес", однако
в контексте этического рассуждения партикулярность проявляется прежде
всего в отдельности, отчужденности. Причем эта отчужденность проявляется
в отвергнутости человека как от высшего - от идеала, так и от
рядоположенного - от других, порой и от себя самого. В гедонизме человек
потакает собственным прихотям, но это потакание вполне может опосред-
ствоваться гармоничными отношениями с другими людьми - с партнерами и
содействием удовлетворению их желаний. В перфекционизме
приоритетность отношения к самому себе проявляется не в потакании соб-
ственной прихоти, но в отвернутости от других людей. Себя же в
аскетическом порыве перфекционист может отвергать так же, как и других;
себя телесного - во имя себя, соединенного с высшим духовным
началом. В альтруизме обращенность к другим одновременно означает в каком-
то смысле и отвернутость от них - отвернутость от их низменных упований
во имя их духовности. Очевидно, что как схематичное представление нрав-
ственности "этический квадрат" не отражает этих различий и
спецификаций.
Следует иметь также в виду, что ни один из принципов морали сам по себе
не гарантирует того, что избрав его, человек исполнит нравственный закон и
обеспечит себе путь к подлинному совершенству. Нравственное
совершенство и заключается, заключалось бы в том, что человек в
своих поступках, в своем образе мысли воплощает все моральные принципы.
Имея высокий идеал и стремясь к его воплощению, человек находит
адекватные целям и соответствующие ситуации средства для его
практической реализации.