На теоретическом уровне нравственного сознания формируются этические системы, создаются моральные кодексы

В этических системах древности было сформулировано так называемое «золотое правило нравственности» – чего в другом не любишь, того сам не делай. Это правило в разных формулировках вошло в состав разных этических систем (например, категорический императив Канта). Еще одним распространенным принципом нравственности была идея «золотой середины». Чтобы достичь счастья, нужно избегать крайности в поступках, соблюдать меру. Правда, отмечал Аристотель, у разных людей эта «середина» разная.

В последующей истории этики можно выделить два распространенных варианта: либо на первое место выдвигаются интересы отдельного индивида (эгоизм) либо общие интересы (альтруизм).

В первом варианте утверждается особая роль:

• наслаждения, удовольствия (гедонизм). Классическим представлением этой точки зрения в античности был Эпикур, который считал высшим благом наслаждение. Но в то же время он призывал к разумной жизни, которая не будет стремиться к неограниченному умножению удовольствий. Стоики также призывали к удовольствиям, но говорили, что при этом не следует становиться рабами вещей;

• счастья (так называемый эвдемонизм). Представления о счастье различны. Киники считали, что все плоды цивилизации бессмысленны, нужно возвратиться к простой жизни. Поскольку мир преисполнен зла, нужно отстраниться от участия в его делах. Конечно, можно иметь деньги, вещи и т. п., но все это непрочно, в стремлении к счастью на это нельзя полагаться. Спасенья нужно искать в себе;

• пользы (так называемый утилитаризм). «Принцип пользы» у Бентама, Милля и других утверждал, что действие, поступок правилен, если он приносит пользу человеку. При этом говорилось, что конкретный поступок может приносить и пользу и вред, но если пользы он приносит больше, то он правилен.

Во втором варианте этических концепций в основу ставился моральный принцип, предписывающий сострадание к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотрешению во имя их блага и счастья. Этот принцип нашел свое выражение, в частности, в христианской морали – «возлюби ближнего своего, как самого себя». Этика альтруизма обычно ориентируется на благодеяние и филантропию.

Два основных противоречия морали "универсализм - партикуляризм" и "Я -

другие" можно рассматривать как фундамент, над которым возвышается

все здание морали, ее базовые императивно-ценностные системы.

Сочетание приоритетного отношения к себе с доминированием частного интереса

характеризует гедонизм; сочетание приоритетного отношения к другим с

доминированием частного интереса характеризует утилитаризм; сочетание

приоритетного отношения к себе с доминированием общего интереса

характеризует перфекционизм; сочетание приоритетного отношения к

другим с доминированием общего интереса характеризует альтруизм.

Партикулярность раскрывается другими словами как "частный интерес", однако

в контексте этического рассуждения партикулярность проявляется прежде

всего в отдельности, отчужденности. Причем эта отчужденность проявляется

в отвергнутости человека как от высшего - от идеала, так и от

рядоположенного - от других, порой и от себя самого. В гедонизме человек

потакает собственным прихотям, но это потакание вполне может опосред-

ствоваться гармоничными отношениями с другими людьми - с партнерами и

содействием удовлетворению их желаний. В перфекционизме

приоритетность отношения к самому себе проявляется не в потакании соб-

ственной прихоти, но в отвернутости от других людей. Себя же в

аскетическом порыве перфекционист может отвергать так же, как и других;

себя телесного - во имя себя, соединенного с высшим духовным

началом. В альтруизме обращенность к другим одновременно означает в каком-

то смысле и отвернутость от них - отвернутость от их низменных упований

во имя их духовности. Очевидно, что как схематичное представление нрав-

ственности "этический квадрат" не отражает этих различий и

спецификаций.

Следует иметь также в виду, что ни один из принципов морали сам по себе

не гарантирует того, что избрав его, человек исполнит нравственный закон и

обеспечит себе путь к подлинному совершенству. Нравственное

совершенство и заключается, заключалось бы в том, что человек в

своих поступках, в своем образе мысли воплощает все моральные принципы.

Имея высокий идеал и стремясь к его воплощению, человек находит

адекватные целям и соответствующие ситуации средства для его

практической реализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: