Цель лекции: ознакомление с теорией и практикой отечественного и зарубежного управления качеством, концепцией всеобщего управления качеством в условиях рыночной экономики.
Вопросы лекции
5.1 Теория и практика отечественного управления качеством в условиях централизованной плановой экономики
5.2 Теория и практика зарубежного управления качеством в условиях рыночной экономики
5.3. Теория и практика отечественного управления качеством в условиях рыночной экономики
5.4. Современные направления развития и концепция всеобщего управления качеством в условиях рыночной экономики
5.5 Международные стандарты и направления развития всеобщего управления качеством
Вопросы для самоконтроля
Рекомендуемая литература
5.1 Теория и практика отечественного управления качеством в условиях централизованной плановой экономики
Системы бездефектного изготовления продукции и качество
В России внимание к качеству уделялось еше с давних пор. Так, Петр I еше ' I января 1723 г. издал Указ, связанный с поставкой в армию оружия ненадлежашего уровня качества
|
|
Развитие производства и увеличение объемов выпуска продукции
на предприятиях обусловили необходимость создания специализированных органов надзора и контроля за качеством Такие органы в виде отделов технического контроля (ОТК) в конце 20-х гг. XX в.стали сначала формироваться на военных заводах. В дальнейшем коллективы предприятий и организаций активно проводили широкий поиск рациональных путей организации систематической и планомерной работы в области качества, было проявлено много полезных инициатив. Принципы большинства из них получили признание, одобрение и широкое распространение.
Наиболее известные (начиная с j955 г.) методы повышения и обеспечения качество, получившие во многих литературных источникахназвание систем:
' саратовская система бездефектного изготовления.продукции (БИП):
• горьковская система КАНАРСПИ (качество. надежность, ^\:у~^
с п е р в ы х и зд ел и й};
• рыбинская система научной организации труда, производства к
управления ( НОТПУ);
• ярославская система научной организации рабоч по увеличению
моторесурса (НОРМ у.
• львовская система бездефектного труда (СБТ г.
Все эти системы обладали рядом конструктивных инноваиии и достоинств, которые положительно воздействовали на качество труда,\выпускаемой продукции и услуг.
Возможности и конструктивные принципы многих систем были
столь очевидны, что некоторые из них нашли широкое распространение не только на отечественных предприятиях, но и в других странах, например система БИП была применена в США (как система ≪нуль дефектов≫), Германии (как система ≪все без дефектов≫),Франции, Японии, Чехословакии, Болгарии и др. Однако все эти системы,
|
|
включая СБТ, обладали рядом существенных недостатков, в том числе: ограниченной областью применения по стадиям жизненного цикла продукции, по комплексу охватываемых функций и мероприятий (например, по маркетингу); неприспособленностью функционирования в составе АСУП и т.п., а самое существенное — отсутствовал комплексный подход к решению проблемы качества и недостаточное использование в виде средства управления качеством стандартизации. Необходимо отметить, что практически все указанные системы в качестве объекта управления больше предусматривают качество труда, а не качество продукции и услуг. Поэтому полное решение проблемы качества возможно только при использовании системного подхода, создании и широком внедрении на единых соответствующих современным условиям принципах системного управления качеством.