Планирование и бюджетирование в системе контроллинга
4.1. Основы планирования и бюджетирования
Планирование -этофункция управления предприятием, которая определяет пути его развития, распределяет ресурсы организации, рассчитывает будущие денежные потоки.
Виды планирования
По срокам планы делятся на:
· долгосрочные - период планирования более 5 лет;
· среднесрочные - период планирования более 1 года, но менее 5 лет;
· краткосрочные - период планирования год и менее.
По назначению планы делятся на:
· стратегические (перспективные) - выработка стратегии развития предприятия;
· тактические (текущие) - определяются пути достижения выбранной стратегии.
По степени детализации планы делятся на:
· планы предприятия;
· планы подразделений предприятия (центров ответственности).
Плановые мероприятия, выраженные количественно в виде доходов, расходов и финансов, представляют информацию для формирования бюджета.
Бюджет - это план деятельности предприятия или подразделения в количественном обычном стоимостном выражении.
|
|
Технология бюджетирования используется не только для того, чтобы количественно оценивать планы предприятия, но и для того, чтобы контролировать их выполнение. Для этого бюджеты содержат плановые и отчетные данные, а также данные об отклонениях факта от плана. Регулярное сравнение достигнутых и запланированных показателей и выявление отклонений позволяет корректировать план в течение бюджетного периода. Изучение результатов и причин отклонений служит основой для системы стимулирования на предприятии.
Эффективность системы бюджетирования повышается, если бюджеты будут разрабатываться по всем направлениям финансово-хозяйственной деятельности предприятия: снабжение, производство, реализация, управление финансовыми потоками.
Тогда все планы предприятия будут скоординированы и все направления деятельности находится под контролем.
Таким образом, бюджет выполняет следующие функции:
1. Способствует составлению и координации планов предприятия;
2. Контролирует деятельность предприятия и подразделений;
3. Служит базой для оценки деятельности отдельных подразделений (центров ответственности).
Бюджеты должны разрабатываться под все виды планов, однако, на практике чаще всего период бюджетирования - год (с разбивкой по кварталам, первый - по месяцам).
Разработка главного бюджета организации
Главный бюджет – это всесторонний план, состоящий из двух разделов:
- оперативный (текущий бюджет) – отражает текущую производственную деятельность предприятия;
- финансовый бюджет (финансовый план) – представляет собой прогноз финансовой отчетности предприятия.