Русская философия 12-19 вв

Русская философия возникла в Киевской Руси 11в. с принятием христианства в 988г. и обретением письменности. Стала развиваться под влиянием византийской философии. В религиозно-философских трактатах В. Мономаха, Сильвестра, Смолятича, Саровского, Филофея рассматривались вопросы добродетели, объяснения христианства, попытки соединения его с язычеством, проблемы государства, права, природы. До Петра 1 русская философия осваивала телоцентрические представления, что соответствует периоду западноевропейской средневековой философии.

Характерные черты русской философии: 1) для многих русских философов характерен идеал цельности (целостности), рассмотрение в единстве всех духовных сил человека: чувственных, рациональных, эстетических, нравственных, религиозных. таково творчество славянофилов В.С. Соловьева, С.Н. и Е.Н. Трубецких, Н.А. Бердяева; 2) русская мысль историософична, т.е. она постоянно обращена к вопросам о смысле истории, конце истории; 3) характерной чертой В.В. Зеньковский считал антропоцентризм; 4) всюду доминирует моральная установка (Л.Н. Толстой); 5) принцип соборности – приоритет нравственных ценностей и единства людей на основе любви к богу; 6) стремление придать философским идеям прикладной характер; 7) русские философы стремились соединить теоретический и нравственно-религиозный опыт.

Становление русской философии включает два периода: древнерусский, культура Киевской Руси, и средневеково-русский, культура Московской Руси.

Илларион (11в.) – первый древнерусский философ – «Слово о законе и благодати» содержит размышления о судьбе России, о высоком предназначении русского народа и русского государства в мире. Сопоставляя Ветхий и Новый Заветы, он построил богословско-историческую теорию, согласно которой русская земля включилась в процесс творчества божественного света.

Владимир Мономах (1053-1125) – изложил этический кодекс поведения, следуя которому, можно жить в согласии с Богом. «Москва – третий Рим». Идея «Святой Руси» - первое идеологическое оформление национального самосознания, первый этап становления мировоззренческого, идеологического и социально-психологического феномена «Русская идея». Согласно ей, царь подобен Богу.

Юрий Киржанич (1618-1683) – выступает за справедливое правление и призывает власть имущих проявить заботу о народе.

Русская философия 18-первой четверти 19вв. – соответствует периоду Просвещения. Раскол русской церкви положил начало разрушению идеала «Святой Руси». Московское государство становится Российской империей, старый идеал «Святой Руси» замещается идеалом «Великой Руси». 1775г. – основание Московского университета.

А. Д. Кантемир (1708-1744) – перевел произведения Монтескье и Фонтенеля. Философию определял как «основательное и ясное значение дел естественных и преестественных». Философия подразделялась на логику, физику, этику и метафизику.

В.Н. Татищев (1686-1750) – автор работ по экономике, языку, внес большой вклад в развитие науки.

М.В. Ломоносов (1711-1765) – основоположник советского философского образования в России, реформатор русского языка и литературы, физик и химик. Заложил традиции материализма в русской философии. Отводил большое место этике, морали и нравственности. Выдвинул теорию атомической природы строения вещества.

Г.С. Сковорода (1722-1794) – вопросы о смысле и цели человеческого бытия.

А.Н. Радищев (1749-1802) – большое внимание уделил социально-политической философии. Провозглашал идею человечности в качестве основного стержня секуляризированной, светской общественной мысли. Центральная проблема миропонимания – человек, его сущность, место и роль в мире. Обосновал принципы народовластия (демократии), свобода слова и вероисповедания.

Русская философия 19-20вв.: П.Я. Чаадаев (1794-1856) - историческая судьба России. Славянофилы (А.С.Хомяков (1804-1860), И.В.Киреевский (1806-1856), К.С.Аксаков (1817-1860)) - поставили ряд важных социально-политических и философско-исторических проблем, связанных с крестьянской общиной, ее прошлым и будущим, отстаивали идею самобытности России. В качестве идеальных устоев рассматривали православие как мировоззренческую базу, монархию как наилучшее гос. устройство, крестьянскую общину как сочетание личного и коллективного начал.

Западники А.И. Герцен (1812-1870), Н.П. Огарев (1813-1877), М.А, Бакунин (1814-1876), В.Г. Белинский (1811-1848) – делали ставку на науку, демократию, утопический социализм и революционное действие. В русскую философию пытались внести идеи и положения материализма и эмпиризма.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: