Тема: Назначение почерковедческой экспертизы

Цель занятия: Закрепить полученные теоретические знания и привить практические навыки назначения почерковедческой экспертизы, изучить процесс письма, закономерности формирования и функционирования почерка для решения идентификационных и неидентификационных задач на основе познания закономерностей, определяющих его сущность.

Теоретические пояснения:

Почерковедческие исследования решают задачи идентификационного и неидентификационного (диагностического) плана. К числу идентификационных относятся вопросы установления исполнителя рукописи или подписи. Неидентификационные исследо­вания — это решение вопросов о половой принадлежности писавшего, его возрасте, некоторых физических и профессиональных особенно­стях и условиях выполнения рукописи или подписи. Автороведческими исследованиями решаются вопросы установления того, кто является автором (а не исполнителем) документа.

Почерк — это фиксируемая в рукописи характерная для каждого пишущего и основанная на его письменно-двигательном навыке система движений, с помощью которой выполняются условные графические знаки.

Почерк характеризуется двумя существенными свойствами — индивидуальностью и относительной устойчивостью, которые формируются одновременно и независимо один от другого.

Обучаясь письму, пишущий вырабатывает навыки, которые, закрепляясь в процессе письменной практики, связываются между собой в определенную устойчивую систему условно-рефлекторных связей. Подробная устой­чивая система нервных свя­зей носит название дина­мического стереотипа.

Благодаря возникнове­нию чувства автоматизма, пишущий получает возмож­ность все внимание сосредо­точить не на процессе на­чертания форм знаков, а на содержании, изложении мыслей, т. е. возникает устойчивость признаков, которые уже трудно изменить, не нарушив сложившейся системы, не затратив опреде­ленных усилий. Автоматизм навыков письма, связь его с высшей нервной деятельностью и мышлением человека лежат в основе индивидуальности и устойчивости почерка и письма в целом.

Относительная устойчивость письма понимается как не сразу сформировавшаяся и на протяжении жизни претерпевающая какие-либо изменения.

Судебное почерковедение — это отрасль науки криминалистики, которая изучает процесс письма, закономерности формирования и функционирования почерка для решения идентификационных и неидентификационных задач на основе познания закономерностей, определяющих его сущность.

При исследовании рукописных текстов различают отдельные группы признаков, необходимые для получения информации о пишущем. К ним относятся признаки письменной речи, пространст­венной ориентации движений (топографические) и почерка.

Письменная речь. Это деятельность человека, опосредованная системой графических и языковых знаков. Признаки письменной речи, отобразившейся в тексте, содержат ценную информацию о чертах социально-биографического и психологического облика его автора, о внешних и внутренних факторах, воздействовавших на него в период исполнения рукописи. Отдельные слова, словосоче­тания, предложения не могут рассматриваться как объекты, несущие признаки письменной речи. Для этого необходим текст, исполненный на 1 — 2 страницах и связанный единой смысловой нагрузкой.

Признаки письменной речи можно условно подразделить на три самостоятельные группы: 1) степень грамотности пишущего; 2) словарный запас; 3) стиль изложения.

Степень грамотности связывают с наличием в рукописи различных грамматических ошибок и особенностей, выражающихся в неправильном написании отдельных слов и фраз. Грамматические признаки устойчивы и иногда составляют идентификационный комплекс. Лексические признаки (словарный запас) — это употреб­ление профессиональных терминов, старых, вышедших из употреб­ления слов, местных диалектов. Человек может обладать большим или малым запасом слов. Частое употребление одних и тех же слов свидетельствует о небольшом словарном запасе.

Стиль изложения характеризует манеру излагать мысли, привы­чку строить предложения, которые могут быть простыми, ла­коничными или витиеватыми, сложными. Стиль может быть литературным, разговорным, последовательным, беспорядочным. В сложных предложениях выявляют их структу­ру, наиболее часто встречающиеся оборо­ты, употребление срав­нений, пословиц, афо­ризмов.

Топографические признаки письма, или признаки пространст­венной ориентации движений. Это ус­тойчивые привычки размещения текста. При изучении топог­рафии обращают внимание на поля, абзацы, красные строки, строение строк по направлению, размеры между ними, на величину проме­жутков между словами.

Почерк. Его признаки обычно делят на общие и частные. К общим относится степень выработанности, конструктивная сложность, общее направление движения, а также размер букв, их разгон, наклон, связность и темп исполнения.

Степень выработанности характеризует уровень овладения техникой письма. В рукописях, исполненных скорописью, ее обычно подразделяют на три группы: малую, среднюю и высокую. Маловы­работанный почерк определяется отсутствием ритмичности в движениях, медленным темпом, наличием извилистости прямолиней­ных элементов букв и угловатостью овалов. Средневыработанный — содержит ритмичность движений, в нем встре­чаются незначительные отклонения от принятой системы при среднем темпе письма. Для высоковыработанного почерка характер­ны сложные коорди­нированные движения при быстром темпе: наблюдается вариационность при исполнении письменных знаков в различном буквосочетании.

Конструктивная сложность почерка делится на сложную, простую и упрощенную. Простой почерк характеризуется системой движений, при которой написание письменного знака соответствует нормам типовых прописей. Он разборчив, четок, с выдержанной ритмичностью. Почерк, в котором письменные знаки и их элементы проще, чем это предусмотрено в прописях, относится к упрощенным. В основном это происходит за счет сокращения количества движений при выполнении графических знаков, что ведет к неразборчивости из-за утраты букв или их элементов. Усложненный почерк характеризуется увеличением движений и их сложностью.

Общее направление движения при выполнении рукописных текстов может быть округлым или угловатым, правоокружным или левоокружным, а также смешанным.

Размер букв считается средним, если их величина примерно равна 3 — 4 мм. Если буквы равны 2 — 2,5 мм, размер считается малым, а если более 4 мм — крупным.

Разгон (размер интервалов между основными элементами букв и буквами) может быть большим, средним и малым. При среднем — интервал колеблется от 1/2 высоты до высоты букв; при малом —менее 1/2 высоты букв; при большом—равен высоте букв или больше ее.

Связность характеризует степень безотрывности письма при выполнении букв или их сочетаний. Связность может быть большая (непрерывное выполнение б и более знаков), средняя (4 — 5 букв), малая (2 — 3 знака). По связности почерк может быть сплошным и отрывистым. Связность — вариационный признак, изменяющийся неодинаково от причин, влияющих на почерк, — позы, материала письма, состояния пишущего.

По наклону почерк может быть правонаклонным, левонаклонным, неустойчивым по наклону (смешанным) и может иметь продольную осевую букв.

Темп исполнения может быть быстрым, средним, медленным. Медленный следует отличать от замедленного, который проявляется при выполнении текста измененным почерком.

Общие признаки почерка (кроме степени выработанности) легко поддаются изменению по воле пишущего, а поэтому при идентификации исполнителя рукописи следует отдавать предпочтение частным признакам.

Частный признак — это характеристика движений, проявляю­щаяся при выполнении отдельных букв или их отдельных элементов. Частные признаки могут встречаться в одинаковом проявлении у разных лиц; сочетания же их своеобразно для каждого пишущего (неповторимая совокупность признаков).

Потребности следственной практики диктуют необходимость дальнейшего расширения возможностей исследования почерка и письменной речи, признаки которых, отражаясь в тексте, содержат ценную информацию об авторе в диагностическом плане. Это данные о социально-биологической характеристике автора, которая нередко оказывается весьма существенной для следствия и позволяет сузить круг лиц, подозреваемых в составлении или выполнении текста.

Физиологические, антропометрические и психологические особен­ности исполнителя отражаются в почерке, а следовательно, имеется возможность получить некоторые сведения об авторе. Диаг­ностические исследования позволяют установить факт намеренного искажения почерка и письменной речи, необычное психофизиологиче­ское состояние писавшего (опьянение, усталость, болезнь), непривы­чность внешних условий в момент составления текста, родной язык или место формирования языковых навыков, образовательный уровень, пол, возраст и ряд других особенностей личности.

На наличие тесной связи между характером письма и психическим состоянием пишущего обращают внимание специалисты разных областей знания.

На основании диалектологических признаков возможно уста­новить место длительного проживания лица, с помощью модификации определить родной язык писавшего. Явления модификации основаны на том, что пишущий незаметно для себя привносит в текст закономерности родного языка.

Подготовка материалов для экспертизы рукописных текстов.

В постановлении о назначении экспертизы должны содержаться вопросы, стоящие перед экспертом, сведения об известных обстоя­тельствах, имеющих отношение к предмету экспертизы (условия выполнения текста, действительно ли существует лицо, от имени которого исполнена подпись, или она вымышленная, состояние писавшего и т.п.), перечень материалов, направляемых на исследо­вание.

В вопросах эксперту необходимо указать, в каком документе и что исследуется. Вопросы должны быть сформулированы четко и недопускать двойного толкования.

Методикой судебно-почерковедческой экспертизы разработаны требования, предъявляемые к сравнительным материалам, — это достоверность, сопоставимость, надлежащее качество и достаточное количество.

Сопоставимость понимается так, что образцы должны быть исполнены тем же шрифтом, теми же графическими символами, буквами того же алфавита или цифрами.

Надлежащее качество подразумевает, что образцы не должны допускать большого разрыва во времени, быть выполненными по возможности на сходной бумаге или бланке, аналогичным пишущим прибором и в тех же условиях.

Достаточное количество — это такой объем образцов, который обеспечил бы возможность полного и всестороннего сопоставления всех признаков, содержащихся в исследуемом тексте. Единых рекомендаций по количеству дать невозможно, однако свободных образцов должно быть не менее 5 — 6 листов, причем различных по характеру (материалы личного дела, письма, черновые записи и т.д.); свободных образцов подписей не менее 10 (к ним можно отнести подписи в заявлениях, поручениях, доверенностях, ведомо­стях и др.). Экспериментальные образцы почерка отбираются в количестве 10 — 12 листов; подписей не менее 20 — 30 штук,

Применение в настоящее время математических методов, осно­ванных на вероятностной статистике, требует большого объема образцов.

Для решения судебно-почерковедческих задач могут быть пред­ставлены свободные образцы (выполненные до возникновения уго­ловного дела), условно-свободные (выполненные после его возбуж­дения, но не в связи с производством экспертизы) и эксперимен­тальные (исполненные по заданию следователя).

В качестве свободных и условно-свободных образцов могут быть представлены личные письма, записи в тетрадях, дневники, харак­теристики, объяснения, жалобы, служебная переписка и тому подобные тексты.

Экспериментальные образцы подразделяют на обычные и специальные. Первые не требуют особых условий, а для отобрания специальных должны быть созданы условия, максимально приближен­ные к тем, в которых выполнялись исследуемые рукописи.

Экспериментальные образцы могут быть получены путем: диктовки текста, специально составленного для этой цели; самосто­ятельного письма, когда проверяемый по предложению следователя пишет произвольный текст (автобиографию, объяснение).

Перед получением экспериментальных образцов следователь должен: заранее подготовить соответствующие материалы письма (бумагу по формату, качеству, линовке или аналогичный бланк); составить специальный текст для диктовки, содержащий сочетания букв или слова, имеющиеся в исследуемом тексте. Иногда в интересах дела проверяемое лицо не должно доподлинно знать исследуемый текст или последний содержит нецензурные, оскорбительные выра­жения; создать условия, максимально приближенные к тем, в которых был выполнен исследуемый документ (плохая освещенность, неудоб­ная поза и т.п.).

Методика получения экспериментальных образцов всегда опреде­ляется характером исследуемого документа. Текст следует диктовать четко, без выделения интонаций и расстановки знаков препинания. Темп диктовки может быть различным в зависимости от обстановки. Желательно воссоздать условия, близкие к тем, в которых был выполнен исследуемый текст (подпись). Получение эксперименталь­ных образцов не должно унижать достоинства личности пишущего, потому любой необычный способ выполнения текста возможен лишь с его согласия.

Вид и количество образцов находятся в прямой зависимости от исследуемого документа. Главное, чтобы, изучая имеющиеся ма­териалы, следователь (эксперт) сформировал мнение о почерке. Если исследуемые тексты исполнены каким-либо шрифтом (печатным, чертежным) или левой рукой, то экспериментальные образцы помимо скорописного варианта должны быть выполнены таким же шрифтом или способом, которым исполнен исследуемый текст.

Методика экспертного исследования.

Процесс экспертного исследования письма при решении идентификационных вопросов складывается из четырех самостоятельных этапов. На первом этапе эксперт знакомится с обстоятельствами дела, необходимыми для исследования, уясняет суть вопросов. Большое внимание на этой стадии уделяется определению пригод­ности и достаточности образцов для сравнения.

На стадии раздельного исследования выявляется наличие или отсутствие искусственных изменений почерка или письменной речи. Изменения письменной речи обычно устанавливаются по наличию грубых грамматических ошибок орфографического, синтаксического и пунктуационного характера при высоковыработанном, сложном, скоординированном почерке; по наличию ошибок в простых словах и правильному написанию сложных слов и предложений.

Искусственные изменения в почерке выражаются в искривлении элементов букв, в замедленном темпе исполнения, в упрощении отдельных элементов букв при сложности почерка в целом.

На этом этапе исследования эксперт раздельно анализирует почерк исследуемого текста и образцов, выявляя общие и частные признаки почерка. Наибольшую информативную ценность представ­ляют формы знаков, отличающиеся от рекомендованных прописями. На стадии сравнительного исследования выявленные признаки сравниваются между собой в различных вариантах исполнения.

Результаты раздельного и сравнительного исследований фиксируются в так называемых разработках почерка, которые представляют разграфленный лист бумаги, куда в одну из граф тщательно переписываются варианты написания букв из исследуемого документа, в другую — те же буквы из сравнительных материалов. Разработка облегчает анализ выявленных совпадающих или различа­ющихся признаков, на основе которого делается вывод о наличии или отсутствии тождества в сравниваемых текстах. Положительный вывод обычно подтверждается математическими методами путем подсчета частоты встречаемости того или иного признака, т.е. помимо эмпирических применяются и вероятностно-статистические методы исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: