Несмотря на поражение в высших кругах общества, движение субботников еще длительное время пользовалось популярностью в среде простого народа. В 1511 году Иосиф Санин требовал от царя Василия новых преследований еретиков, которые, якобы, были угрозой православному христианству Руси. Василий незамедлительно повиновался этому требованию. Итак, субботники были удалены из Кремля; восторжествовала партия Софьи; умер, наконец, Иван III, и жизнь русского народа пошла привычным путем. И хотя русская инквизиция не достигла масштабов католической инквизиции, все же сожжение еретиков под руководством архиепископа Геннадия во всем было подобием западной инквизиции[167].
Царствование Василия (1505–1533) было ознаменовано жестокостью и возвратом к невежеству. Василий настолько был вовлечен в дела церкви, что даже такой историк как Зернов, горячо поддерживающий «дружественное сотрудничество князей с церковью»[168], должен был признать, что Василий «нарушил баланс внутри христианской общности и попрал свободу людей; отношения между церковью и государством были нарушены, и народ оказался на краю гибели»[169]. Единственным достижением Василия стало подчинение еще большего числа русских земель власти Москвы.
|
|
Личная жизнь Василия сложилась неудачно. Он развелся со своей первой женой, потому что она не смогла подарить ему наследника[170]. И хотя прошло немало лет в ожидании наследника от новой жены, все‑таки сын и наследник у него остался. Он вошел в историю под именем Ивана IV (1531–1584), или Грозного – кровавого правителя и основателя государственного терроризма на Руси. Следует заметить, что и во время его правления не переводились люди, соблюдающие седьмой день недели – субботу. «Стоглавый Собор», созванный при правлении Ивана IV в 1551 году, принял решение, которое до сих пор не отменено Православной церковью. Оно гласит, что помимо воскресного дня христиане должны покоиться и совершать богослужения и в субботний день во всех пределах Русской Православной церкви. Это соборное положение заверялось авторитетом апостолов Петра и Павла[171].
Выводы
Основываясь на исторических данных, можно предположить, что та система верований, которая найдет свое воплощение в новгородско–московском движении, уже сложилась ко времени митрополита Филиппа (1470). Мы склонны к тому мнению, что центром развития субботников был Новгород Великий, наиболее веротерпимый и свободолюбивый город тогдашней Руси. Республиканский стиль правления города способствовал как тесным отношениям с Западом, так и со всеми частями Руси[172].
Возникновение, распространение и поражение движения субботников находятся в тесной связи с процессами, которые происходили в средневековом русском обществе и оказали серьезное влияние на дальнейший ход развития русской истории. Государственная власть, в начале поддерживающая, а впоследствии обрушившая гонения на движение субботников, сыграла важную роль в истории этого движения. Биллингтон верно заметил, что «Московия по большому счету являлась более религиозной цивилизацией, нежели политическим порядком»[173].
|
|
Движение субботников не было достаточно сильным, чтобы преодолеть византийские традиции, укрепленные прибытием Софьи, второй жены Ивана III. Византийская форма религии, пришедшая на Русь с Софьей, явилась, по словам Фрера, «как уже четко сложившееся и завершенное целое, подразумевающее, что это и есть единственно возможная правая вера; и горе тому человеку, который бы в этом усомнился!»[174].
В следующей главе будет представлена реакция официальной церкви на попытки новгородско–московских диссидентов реформировать религиозную жизнь Руси.