.По форме правления - Афины – рабовладельческая демократическая республика. Вся полнота власти принадлежала совокупности граждан в Афинах. В Афинах впервые наблюдались элементы характерного для демократии принципа разделения властей, формировалась и важная для функционирования демократии система сдержек и противовесов.
Высшие органы власти:
1) Народное собрание (экклесия) – верховный законодательный орган государственной власти.
Собиралось 4 раза в месяц. Принимали участие все полноправные граждане (мужчины) полиса. Кворум (не менее 6 тысяч человек) требовался только при решении особых вопросов, например, об остракизме. В обыкновенное время собирались 2-3 тысячи человек. Кроме очередных собраний могли собираться чрезвычайные «собрания ужаса и смятения». Голосаование было открытым, поэтому далеко не всякий мог голосовать так, как на самом деле хотел.
Принятый народным собранием законопроект, становился законом только в том случае, если он не отвергался гэлиэей.
Компетенция Народного Собрания:
|
|
- принятие решений о войне и мире, союзах
- назначение представителей и послов
- объявление мобилизации и о числе призываемых ежегодно на воинскую службу
- принятие законов (главная компетенция)
- финансовый контроль
- утверждение должностных лиц полиса и 10 раз в году заслушивание их отчетов о проделанной работе, выражение доверия или недоверия им.
2) Совет 500-сот – булэ, соответственно члены Совета – булевты, заключения Совета - пробулевты. Постоянный правительственный орган (исполнительная власть).
Избирались по жребию из граждан, достигших 30 лет. Срок нахождения в Совете 500-сот был ограничен 1 годом. Кандидаты в Совет 500-сот проходили особенную проверку – докимассию – выявление их образа жизни и права на занятие соответствующей должности.
Совет 500-сот делился на 10 комиссий (по 50 представителей от одной филы).
Компетенция:
- собирали Народное собрание- осуществление дипломатических сношений с другими государствами- управление финансами- надзор за арсеналами, доками, флотом- регулирование торговли
- контроль за должностными лицами (административным аппаратом)- заслушивание отчетов должностных лиц, в том числе и архонтов- привлечение к суду должностных лиц
- предварительное обсуждение вопросов, поступающих на рассмотрение народного собрания (главная функция)
3) Гэлиэя – высший орган судебной власти. Гелиэя не была в прямом смысле судебным органом. Это была форма привлечения афинских граждан к участию в суде и в судебном контроле за органами власти и управления. Судебные функции выполнял ареопаг. Гелиэя состояла из 5 000 судей – гэлиастов (по 500 от каждой филы) и 1000 (по 100 от каждой филы) запасных судей. Члены гелиэи ежегодно избирались по жребию из граждан, достигших 30 лет. В целях предотвращения возможных злоупотреблений властью, коллегиям не было известно, когда их призовут к исполнению обязанностей. Это решалось жеребьевкой в день суда. Заседания суда – гелиэи имели публичный характер.
|
|
Компетенция:
- суд первой инстанции по уголовным и гражданским делам (о государственных преступлениях, о злоупотреблении властью и пр.)
- апелляционная инстанция (апелляция – пересмотр дела, решение или приговор по которому уже вступили в законную силу; кассация (жалоба) – еще не вступили в законную силу)
- орган, сдерживающий и контролирующий полномочия других властей: без ее одобрения законопроект не становится законом; решала обвинения в противозаконии; контролировала должностных лиц через докимассии; утверждала отчеты должностных лиц.
Таким образом, высшими органами власти являлись: экклесия (Народное Собрание) – законодательный орган государственной власти; булэ (Совет 500-сот) – исполнительный орган государственной власти; гэлиэя – судебный орган государственной власти.
Но как и в любом государстве, существовал еще и государственный аппарат. В Афинах важную роль в управлении государством играли должностные лица.
4) Должностные лица (коллегии) – прототип министерств и ведомств.
Была жесткая подчиненность должностных лиц полиса органам народовластия. Все должностные лица не обладали собственной властью – их полномочия определялись решениями Народного собрания и могли быть расширены, либо ограничены. Избирались на 1 год без права переизбрания. Избирались при помощи жребия народным собранием. К ним также применялась докимассия, которую проводил булэ.
Требования к кандидату:
- отсутствие физических недостатков
- полноправное гражданство
- достижение 30 лет
Существовали коллегии стратегов и коллегии архонтов. Эти коллегии делили исполнительную власть с Советом 500-сот.
а) Коллегии 10 стратегов – осуществляли руководство вооруженными силами афинского государства. Выбирались открытым голосованием из числа наиболее богатых и влиятельных граждан, потому что должность не оплачивалась. Избирался 1 стратег от 1 одной филы. И хотя по закону все 10 стратегов имели равные права и обязанности, существовала традиция, что один из стратегов занимал должность не только в коллегии стратегов, но и в государстве. Речь идет об автократоре – командовавшем всей армией и имевший власть в государстве (Перикл).
Компетенция:
- все вопросы, относимые к армии и флоту
- суд по делам о воинских преступлениях
- сбор военных налогов
- доставка продовольствия в Афины и пр.
б) Коллегия архонтов. Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный орган гэлиэя. Процедура избрания как и стратегов. Коллегия включала 9 архонтов и секретаря. Единой коллегией действовали только в редких случаях:
- об остракизме
- при докимассии
1-й архонт – эпоним – осуществлял судебные функции по семейным и наследственным делам.
2-й архонт – басилевс – ведал вопросами религиозного культа, рассматривал в суде дела об уголовных преступлениях.
3-й архонт – полемарх – вопросы, связанные с метеками (иностранцами).
Остальные 6 архонтов – фесмофеты:
- подготавливали дела для слушания в суде присяжных
- производили жеребьевку судей
- председательствовали в коллегиях
- ежегодно докладывали народному собранию о противоречиях и пробелах в законах
- принимали от населения заявления о жалобах должностных лиц
- ставили вопрос о смещении должностных лиц с занимаемой ими должности
Другими словами в своих руках удерживали религиозную, судебную власти и прокурорский надзор.
|
|
5) Помимо коллегии архонтов и стратегов существовали другие должностные лица, осуществляющие, главным образом функции помощников архонтов и стратегов:
- аподекты – заведывали казной
- полеты – заключали контракты на производство работ, торгов и сбор податей
- астиномы – контроль за порядком на улицах и благоустройством
- эпимелеты – финансовые чиновники
- ипереты – песцы, регистраторы, судебные исполнители и пр.
Последние две должности поручались не столько гражданам, сколько рабам или освобожденным
2) Реформы кардинала Ришелье и их значение для окончательного оформления абсолютной монархии. Государственный строй в период абсолютизма
Окончательное укрепление королевской власти, завершение административной централизации и создание, по сути, новой в политическом отношении монархии связано с правлением первого министра и кардинала Франции А. Ришельё (1624 – 1642) в царствование Людовика XIII.
Ришелье провел целый ряд правовых и административных реформ.
Значение реформаторской деятельности Ришелье состоит в том, что он окончательно утвердил систему абсолютизма во французской монархии. Целью всех его помышлений и стремлений были сила и могущество государства. Этой цели он готов был приносить в жертву все остальное. Он не допускал вмешательства Римской курии во внутренние дела Франции и ради интересов французской монархии принял участие в тридцатилетней войне.
Внутрення политика:
• Дворянству было запрещено иметь укрепленные замки и вооруженные свиты,
• под угрозой смертной казни запрещались дуэли, нарушения правил дворцовой и воинской службы.
• Орудием государственной карательной политики стали суды, которым предписывалось сначала карать, а затем уже искать законные обоснования.
• Главной из административных реформ Ришелье было введение в местном управлении постоянных интендантов взамен всех прежних властей. Они становились основными представителями власти в провинциях, получив практически неограниченные полномочия.
|
|
• На основе меркантилизма устанавливался контроль за торговлей и промышленностью; главной целью этого контроля было увеличение поступлений от них в казну.
• Впервые государство стало активно и регулярно вмешиваться в жизнь науки и культуры, устанавливая не только административный, но и правовой контроль. В политической доктрине монархии Ришелье признавалось значение наук и искусств для процветания государства. Но также считалось необходимым держать их под неусыпным надзором
• учредил вполне зависимый от правительства государственный совет для решения всех важнейших дел.
• В некоторых провинциях он уничтожил местные штаты, состоявшие из представителей духовенства, дворянства и горожан, и везде, при помощи интендантов, вводил строгое подчинение провинций центру.
• Суды утратили при нём независимость; он часто извлекал разные дела из их ведения, для рассмотрения в чрезвычайных комиссиях или даже личного своего решения
• Армия имела четко выраженный классовый характер. Желающий стать офицером должен был доказать свое дворянское происхождение не менее чем в четырёх поколениях. Увеличилась численность армии.
Гос.строй в период абсолютизма:
Французский абсолютизм достиг высшей ступени своего развития в период самостоятельного правления Людовика XIV (1661 - 1715 гг.). Особенностью абсолютизма во Франции являлось то, что король - наследный глава государства - обладал всей полнотой законодательной, исполнительной, военной и судебной власти. Ему подчинялись весь централизованный государственный механизм, административно-финансовый аппарат, армия, полиция, суд. Все жители страны были подданными короля, обязанными ему беспрекословно подчиняться. С XVI в. по первую половину XVII в. абсолютная монархия играла прогрессивную роль'.
• вела борьбу против раскола страны, создавая тем самым благоприятные условия для ее последующего социально-экономического развития;
• нуждаясь в новых дополнительных средствах, содействовала росту капиталистической промышленности и торговли - поощряла строительство новых мануфактур, вводила высокие таможенные пошлины на иностранные товары, вела войны против иностранных держав - конкурентов в торговле, основывала колонии - новые рынки сбыта.
Во второй половине XVII в., когда капитализм достиг такого уровня, что его дальнейшее благоприятное развитие в недрах феодализма стало невозможным, абсолютная монархия утратила все ранее присущие ей ограниченно прогрессивные черты. Дальнейшему развитию производительных сил препятствовали сохранявшиеся абсолютизмом:
• привилегии духовенства и дворянства;
• феодальные порядки в деревне;
• высокие вывозные пошлины на товары и т. д.
Органы государственной власти и управления С укреплением абсолютизма вся государственная власть сконцентрировалась в руках короля.
Деятельность Генеральных штатов практически прекратилась, они собирались очень редко (последний раз в 1614 г.).
С начала XVI в. светская власть в лице короля усилила свой контроль над Церковью.
Рос бюрократический аппарат, его "влияние усиливалось. Центральные органы государственного управления в рассматриваемый период делились на две категории:
• унаследованные от сословно-представительной монархии учреждения, должности в которых продавались. Они частично контролировались знатью и постепенно оттеснялись во второстепенную сферу государственного управления;
• учреждения, созданные абсолютизмом, в которых должности не продавались, а замещались чиновниками, назначаемыми правительством. Они со временем составили основу управления.
Государственный совет фактически превратился в высший совещательный орган при короле.
В состав Государственного совета входило и "дворянство шпаги", и "дворянство мантии" - представители и старых, и новых учреждений. К старым органам управления, должности в которых занимала знать и которые практически не функционировали, относились специальные советы - тайный совет, аппарат канцлера, совет депеш и т. д. Органы, созданные во время абсолютизма, возглавляли генеральный контролер финансов (по сути первый министр) и четыре государственных секретаря - по военным делам, иностранным делам, морским делам и делам двора. •
Большое значение в финансовом управлении имели откупщики косвенных налогов, они же - государственные кредиторы.
В местном управлении, как и в центральных органах, сосуществовали две категории:
• утратившие значительную часть своих реальных правомочий бальи, пре-во, губернаторы, должности которых уходили своими корнями в прошлое и замещались знатью;
• фактически руководившие местным административным управлением и судом интенданты юстиции, полиции и финансов - особые уполномоченные королевского правительства на местах, на посты которых обычно назначались лица незнатного происхождения. Интендантства делились на округа, реальная власть в которых была вручена субделегатам, назначаемым интендантом и подчиненным ему.
Судебную систему возглавлял король, который мог принять к своему личному рассмотрению или поручить своему доверенному лицу любое дело любого суда.
В судопроизводстве сосуществовали:
• королевские суды;
• сеньориальные суды;
• городские суды;
• церковные суды и др.
В период абсолютной монархии продолжалось усиление королевских судов. В соответствии с Орлеанским ордонансом (1560 г.) и Мулинским ордонансом (1566 г.) им стало подсудно большинство уголовных и гражданских дел.
Сеньориальным судам эдикт 1788 г. оставил в области уголовного судопроизводства лишь функции органов предварительного дознания. В области гражданского судопроизводства им были подсудны только дела с небольшой суммой иска, но и эти дела могли по усмотрению сторон сразу же передаваться в королевские суды.
Общие королевские суды состояли из трех инстанций: судов превоталь-ных, бальяжных и судов парламентов.
Функционировали суды специальные, где рассматривались дела, затрагивавшие ведомственные интересы: свои суды имели счетная палата, палата косвенных налогов, управление монетного двора; были суды морские и таможенные. Особую значимость имели военные суды.
4. Армия Создание постоянной армии при абсолютизме завершилось. От набора наемников-иностранцев постепенно отказались и перешли к комплектации вооруженных сил за счет вербовки в солдаты рекрутов из низших слоев "третьего сословия", в том числе и уголовных элементов. Офицерские должности по-прежнему занимало лишь дворянство, что придавало армии ярко выраженный сословный характер.