К обсуждению общих принципов пенсионной реформы вернулись в 2000 году, но основная работа началась в марте 2001 года с создания Национального совета по пенсионной реформе при президенте, в который вошли представители ПФР, Министерства экономического развития и торговли, Министерства труда и социального развития, Государственной Думы, Совета Федерации, профсоюзов. Все участники Национального совета были согласны с тем, что необходимость в реформе давно назрела, ее рамки заданы Программой 1998 года, следует остановиться на смешанной распределительно-накопительной системе, так как переход к ней не будет излишне обременительным для бюджета и слишком рискованным для населения, и она позволит ослабить негативное влияние старения населения.
Дискуссия развернулась относительно: величины накопительного элемента и темпов его развития, поскольку от этого зависит величина недополучаемых ПФР доходов; объема компенсации заработанных населением в прежней системе прав (так называемого скрытого долга пенсионной системы), который определяет будущие расходы ПФР; роли частных институтов в накопительном пенсионном обеспечении, направлений возможных инвестиций, включая вложения в зарубежные активы. Были и другие разногласия.
|
|
Однако уже в середине декабря 2001 года были приняты три основных закона[41], сформировавших каркас новой пенсионной системы. Скорость их принятия ограничила возможности сближения позиций, достижения компромисса. Победила идея щедрого учета прежних пенсионных прав, сохранения значительного перераспределения и сильной роли государства в пенсионной системе.
В Концепции 2001 года (пенсионной реформе 2002 года), как и в Программе 1998 года, разделены пенсионное обеспечение (первый уровень) и пенсионное страхование (второй уровень). Социальные пенсии предоставляются без проверки нуждаемости. Пенсии второго уровня состоят из двух частей, финансируемых на распределительных и накопительных принципах. Третий уровень также формируют дополнительные пенсии, которые могут быть индивидуальными и профессиональными (корпоративными, отраслевыми); в определенных случаях профессиональные пенсионные системы могут быть обязательными (табл. 4).
Отличия в том, что размеры первого уровня в реформе 2002 года существенно расширены за счет возврата к идее 1995 года об универсальных базовых пенсиях, не зависящих от трудового (страхового) вклада пенсионера. Причем базовые части трудовых пенсий предоставляются независимо от того, работает ли пенсионер (под давлением работодателей и пенсионеров разработчики реформы 2002 года сняли все ограничения на занятость пенсионеров, существовавшие в 1998–2001 годах). То, что базовые части пенсии вводятся Законом «О трудовых пенсиях» и финансируются из средств единого социального налога (ЕСН), означает шаг назад в построении системы, четко разделяющей функции компенсации утраченного заработка (перераспределение внутри жизни одного человека) и борьбы с бедностью (перераспределение от богатых к бедным).
|
|
Таблица 4
Эволюция вариантов пенсионной системы в России
Концепция 1995 года | Концепция 1997 года | Программа 1998 года | Концепция 2001 года | |
1-й уровень | Базовые пенсии для всех, дифференцированные по степени утраты трудоспособности (только неработающим пенсионерам) | Социальные пенсии, предоставляемые на основе проверки нуждаемости тем, кто не сумел заработать пенсию во втором уровне | Государственное пенсионное обеспечение: социальные пенсии тем, кто не сумел заработать пенсию во втором уровне, + пенсии отдельным категориям граждан | Государственное пенсионное обеспечение: социальные пенсии + пенсии отдельным категориям граждан + |
базовые части трудовой пенсии, дифференцированные по степени утраты трудоспособности | ||||
2-й уровень | Трудовые пенсии, финансируемые на распределительной основе, с (возможным) сохранением прав на льготную пенсию | Трудовые пенсии, финансируемые исключительно на накопительных принципах | Государственное пенсионное страхование: трудовые пенсии из двух источников: условно-накопительные счета + | Государственное пенсионное страхование: трудовые пенсии из двух источников: распределительные страховые пенсии + |
индивидуальные накопительные счета | индивидуальные накопительные счета | |||
3-й уровень | Добровольные профессиональные пенсионные системы и дополнительное частное пенсионное обеспечение | Обязательные накопительные профессиональные пенсии взамен льготных пенсий | Обязательные накопительные профессиональные пенсии взамен льготных пенсий | Обязательные профессиональные накопительные пенсии взамен льготных пенсий |
Добровольные профессиональные пенсионные системы и дополнительное частное пенсионное обеспечение | Добровольные профессиональные пенсионные системы и дополнительное частное пенсионное обеспечение | Добровольные профессиональные пенсионные системы и дополнительное частное пенсионное обеспечение |
- Примечание: курсивом выделены совпадающие трактовки.
- Источники: Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Одобрена Постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995 года № 790; Дмитриев М.Э. Поэтапный переход к накопительной пенсионной системе // Пенсия. 1997. № 10. С. 2–4; Доклад рабочей группы по реформированию пенсионной системы. Неопубл. док-т; Программа пенсионной реформы в Российской Федерации. Одобрена Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1998 года № 463; Закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ; Закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ; Закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ.
- Еще одно отличие от Программы 1998 года состоит в модификации концепции «условно-накопительных» счетов, в нынешней реформе названной «страховой частью трудовой пенсии». Теперь условный «пенсионный капитал» (взносы на страховую часть пенсии плюс индексация) при расчете пенсии делится на зафиксированный в законе период получения пенсии, который после окончания переходного периода (с 2013 года) составит 19 лет для мужчин и женщин. То есть эта часть пенсионной системы не защищена от изменений ожидаемой продолжительности жизни. И если давняя мечта о снижении смертности в России сбудется, система окажется несбалансированной[42].