Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т.д.).
Сельскохозяйственные предприятия реализуют не всю полученную продукцию. Часть ее (семена, фураж, сырье для переработки) используется в производственных целях. От рационального использования продукции собственного производства, зависит, с одной стороны, расширение отраслей растениеводства и животноводства, а с другой стороны - рост товарности производства и финансовое состояние предприятия. Причем повышение уровня товарности не должно происходить искусственно, за счет неполного удовлетворения потребностей хозяйства. Экономически неоправданно и создание лишних запасов, так как это приводит к уменьшению объема реализации продукции, создаются условия нерационального их использования.
Таблица 14
Факторный анализ уровня товарности методом цепных подстановок
Виды продукции | Объем реализации, ц (VR) | Объем производства, ц (VP) | Уровень товарности, % | Отклонение (+-) 2008года от 2007 года, % | ||||||
г | г | г | 2008 г | 2007 г | 2008 г | Усл. | Общее | В т.ч. за счет | ||
VR | VP | |||||||||
Молоко | 86,7 | 88,3 | 79,2 | 1,6 | 9,1 | -7,5 |
Таким образом, уровень товарности вырос на 1,6%, за счет роста объема реализации и объема производства.
Продажа молока является основным источником формирования выручки СПК «Нива». Хозяйство реализует молоко на два молокозавода - Уренский и Шахунский.
Таблица 15
Каналы реализации молока в СПК «Нива»
Канал реализации | 2006 год | 2007 год | 2008 год | ||||||
физ. вес, кг | зач. вес, кг | выручка руб. | физ. вес, кг | зач. вес, кг | выручка руб. | физ. вес, кг | зач. вес, кг | выручка руб. | |
Уренский молоко-завод | 5655,7 | 6024,1 | 3571,3 | 7761,4 | 8260,7 | 6858,7 | 6961,7 | 7369,2 | 6485,9 |
Шахунский молоко-завод | 1411,3 | 1529,6 | 889,6 | 1434,8 | 1563,8 | 1136,7 | 3298,7 | 3592,7 | 3001,4 |
итого | 7067,0 | 7553,7 | 4460,9 | 9196,2 | 9824,5 | 7995,4 | 10260,4 | 10961,9 | 9487,3 |
Основное объем реализации молока в хозяйстве приходится на Уренский молокозавод, это связано с более близким расположением этого молокозавода от хозяйства. В связи с тем, что хозяйство реализует молоко с долей жира больше нормативной зачетный вес преобладает над фактическим. На протяжении всех 3-х лет хозяйство увеличивает реализацию молока.
Важную роль в увеличении выручки от реализации молока является не только количество реализуемого молока, но и его качество, чем выше качество молока, тем выше цена его реализации.
Таблица 16
Реализация молока.
Годы | План, ц | Сдано, ц | Зачтено молока | Средняя жирность молока, % | ||||||
Всего, ц | I сортом | II сортом | Не сортовое | |||||||
ц | % | ц | % | Ц | % | |||||
- | 3,63 | |||||||||
3,63 | ||||||||||
94,4 | 5,4 | 0,2 | 3,63 |
Таким образом, как видно из таблицы 16 большая часть молока, произведенного в хозяйстве, реализуется первым сортом, т.е. хорошего качества. Также хозяйство ежегодно перевыполняет план по реализации молока. Отсюда повышение выручки от реализации, и, следовательно, рентабельности производства.
Таблица 17