(O’Henry – William Sidney Porter)
1862-1910
Очень популярным в Америке был жанр короткого рассказа. Очевидно, что причиной являлся быстрый темп жизни, постоянная занятость людей, у которых не хватало времени для чтения длинных произведений.
Непревзойденный мастер короткого рассказа - О’Генри. Кто не знает его ставших хрестоматийными рассказы «Вождь краснокожих», «Последний лист», «Дары волхвов» и многие другие, которых всего, по разным оценкам, 374.
В своих рассказах О’Генри с любовью, нежностью и сочувствием изображал простых людей – продавщиц, клерков, гладильщиц, официантов и кассирш, а также жуликов и грабителей, которых он тоже описывал с пониманием («Фараон и хорал»).
В своей полной приключений жизни он встречал множество разных людей, внимательно изучал их язык, поведение, характер. Все это потом пригодится ему в его творческой деятельности.
Но начиналась его жизнь с того, что, родившись в Гринборо (штат Северная Каролина), он рано потерял мать, воспитывался у тетки. Не надеясь на помощь разорившегося отца, он поступил на работу в аптеку своего дяди. Аптека тогда была центром общения людей и Уильям рисовал шаржи на посетителей, развлекая их. Однако работа в аптеке не сулила будущего.
|
|
Он отправился в Техас, где научился всему, что умеет на ранчо ковбой, выучил испанский язык. Уильям очень любил читать словари и совершенствовал свой английский. Свидетельством тому является богатейший язык его произведений.
Через 2 года он переехал в город Остин, где работал в аптеке, изучил бухгалтерию, работал чертежником, топографом, создавал карикатуры, играл на гитаре, пел в квартете, полностью соответствуя стереотипу американского писателя.
В 1877 г. Он тайно обвенчался с Атолл Эстес. Поскольку жених он был незавидный, только таким способом можно было заставить ее родителей согласиться.
По совету жены Уильям стал посылать в газеты и журналы рассказы, получая небольшие гонорары.
В 1889 у них родилась дочь Маргарет, но жена тяжело заболела. Уильям стал работать в банке кассиром, продолжал печататься, и даже создал свою газету “The Rolling Stone”, где печатал свои статьи, очерки, стихи, рассказы. К сожалению, газета просуществовала только год из-за предательства компаньона.
Уильям не сдавался и по приглашению издателя газеты переехал в г. Хьюстон с женой и дочерью. Счастье было недолгим, т.к. в банке, где он когда-то работал, обнаружили большую недостачу и «повесили» вину на Уильяма. Если бы он дождался суда, можно было бы доказать его непричастность, но Уильям решил сбежать сначала в Новый Орлеан, а потом в Гондурас. Там он перебивается случайными заработками. Неприятности преследуют его: Уильям узнает о тяжелой болезни жены и, забыв о собственной безопасности, возвращается домой, где на его руках умирает его жена, а Уильяма немедленно сажают на 5 лет в тюрьму. Дочку берут родители жены, и она никогда не узнает, где действительно находится ее отец. Из тюрьмы он постоянно пишет ей теплые интересные письма и получает от нее ответы. В тюрьме он работает в тюремной больнице благодаря своим познаниям в фармацевтике. От автора справочника Оссиана Генри Уильям свой псевдоним О’Генри. Есть и другая версия – имя тюремщика Орфин Генри.
|
|
Уильям страдал от того. Что дочка не сможет получить от него рождественский подарок. Тогда он посылает в журнал рассказ, а на гонорар просит купить дочке подарок.
Всего в тюрьме О’Генри написал 14 рассказов, которые потом составили сборник “The Gentle Grafter” («Благородный жулик») с двумя сквозными героями Джеффом Питерсом и Энди Такером – двумя благородными жуликами. Лев Толстой отметил не только художественную ценность, но и нравственный пафос.
В 1901 г. О’Генри освободили за недоказанностью преступления. Он переезжает в НЬю-Йорк по приглашению издателя. Поселяется в гостинице и начинает активно писать. Приходит слава и относительная обеспеченность. Он подписывает контракт с газетой “World”, обязуясь писать один рассказ в неделю за 100 долларов.
В 1904 г. О’Генри публикует свой единственный роман «Короли и капуста», авантюрный, занимательный, с элементами детектива.
В 1906 г. вышел сборник «Четыре миллиона», который говорит, что О’Генри писатель 4-х миллионов трудящихся, а не 400 богатых семейств НЬю-Йорка.
Позже он издал еще восемь сборников, а после смерти вышли еще 7 книг его произведений.
В 1907 г. О’Генри женился на подруге юности Салли Колмен. Семейное счастье было коротким, т.к. здоровье О’Генри было подорвано многими испытаниями и изнурительным трудом. Он умер 5.06.1910 года.
Посмертная слава превзошла все ожидания.
О’Генри не ставил целью вскрывать социальные язвы. Он даже отказал своим сокамерникам описать те ужасающие условия, в которых они находились.
Главная тема его произведений – жизнь и быт простых людей. Другая тема – чистая верная любовь, способная на жертвы («Дары волхвов», «Из любви к искусству»). Тема дружбы, отзывчивости раскрывается в рассказе «Последний лист».
О’Генри очень любил неожиданные повороты сюжета и концовки. Известны «Вождь краснокожих», «Яблоко раздора», «Супружество как точная наука» и др.
О’Генри рисовал мошенников с определенной долей симпатии. Таков рассказ «Родственный души», но в рассказах «Дороги, которые мы выбираем» показаны холодные жестокие воры.
О’Генри жалеет бедных девушек-продавщиц, официанток – которые мечтают о богатых женихах, о сладкой жизни. Иногда они надевают на себя маску дамы света и выглядят при этом забавно, будто в одежде с чужого плеча («Пока ждет автомобиль»).
Следует отметить богатство художественной палитры. Свежи его метафоры, любимые им метонимии, зевгмы и сравнения. Недаром его настольной книгой был словарь Вебстера.
В конце XIX века некоторые американские писатели находились под сильным влиянием дарвинизма и философской доктрины детерминизма, которая рассматривает человека как беспомощную пешку экономических и социальных сил.
Натурализм есть литературное выражение детерминизма, рассматривающий общество как слепую машину, бездушную и бесконтрольную. Зародившись в Европе, американский натурализм является детищем урбанизации и главной задачей ставит вскрывать социальные язвы откровенно и безжалостно.
Основными представителями американского натурализма являются Стьивен Крейн (1871 – 1900) и Фрэнк Норрис (1870-1902). Элементы натурализма мы находим и в творчестве Джека Лондона и Эптона Синклера.
|
|
Выходец из старинной семьи участников Войны за независимость, семьи, где были священники, шерифы, судьи и фермеры, Стивен Крейн за свою короткую жизнь журналиста и писателя)он прожил неполных 29 лет) сумел многое увидеть, осознать и описать в многочисленных очерках, а главное, в романах «Мэгги – дитя улицы» (1893) и «Алый знак доблести» (1895) и замечательных рассказах, а также в стихах.
В своем творчестве он затрагивает широкий спектр проблем: буржуазная мораль, жизнь трущоб Нью-Йорка, днтская обездоленность, лицемерие церкви, трагедия войны. Оставаясь гуманистом, он нелицеприятно обнажал темные стороны жизни.
Для романа «Мэгги – дитя улицы» Крейн избирает район Нью-Йорка с грязными улицами, полуразвалившимися домами. В одном из них и живет Мэгги и ее семья: вечно пьяный угрюмый отец, грубый старший брат Джимми и подстать им мать. Драки, ругань, пьянство окружали девочку. Но странным образом ни вонючие сточные канавы возле дома, ни безрадостная атмосфера в доме не коснулись Мэгги. Она была «цветком, выросшим на навозной куче».
Мэгги задыхалась в этой жизни, она мечтала о чем-то светлом, о счастье и любви, а видела вокруг картину, натуралистически описанную Крейном:»В самых неподобающих местах валялись ведра, веники, тряпки и бутылки. Страшные женщины с нечесаными волосами, в неряшливых платьях сплетничали или орали в неистовой ссоре. Тысячи запахов распространялись по улице».
Сцена драки мальчишек двух районов символична. Это борьба за выживание. Кто победит? Кто проиграет? Когда брат познакомил Мэгги с буфетчиком Питом, напомаженным франтом, он показался Мэгги существом с другой планеты. Ему не составило труда соблазнить девушку, наивно поверившую его лживым словам, а потом случилась до жути банальная вещь. Ведь он казался ей рыцарем «золотым солнцем». Пит даже водил ее в театр на пьесы с пустым никчемным содержанием, но Мэгги не знала ничего другого, поэтому театральный мир казался ей привлекательным. Реальность разрушила иллюзии. Пит бросил Мэгги ради своей старой девицы, усвоившей законы дна жизни.
|
|
Самое абсурдное это то, что семья Мэгги, аморальная до самых корней, не только не протянула руку помощи, а выгнала брошенную девушку на улицу.
После многих мытарств Мэгги решила попробовать жить по законам дна жизни и пойти на панель, чтобы не умереть с голоду. Первый же «клиент» оказался мерзким отвратительным стариком. И тут взбунтовалось ее нутро, чистое, хоть и поруганное. Мэгги не смогла пройти этот путь и предпочла умереть.
Роман «Алый знак доблести» разоблачает ложный пафос войны. Охваченный желанием пойти на войну, плохо представляя себе и цели этой войны, и условия, в которых пребывают солдаты на фронте, Генри Флеминг, крестьянский парень, представлял себе «монументальные ослепительно яркие картины неслыханных деяний». Действительность оказалась будничной и совсем не романтической: хотелось все время спать и согреться. Юноша пытался заставить себя осознать, что, раз уж, попав на войну, он должен выполнять свой долг. Он проникся уважением к своим товарищам, образующим «таинственное сообщество, рожденное пороховым дымом». Крейну удалось показать все отвратительные черты войны, Первую атаку Генри выдержал, а во второй струсил и убежал. Потом Генри мучается от стыда перед товарищами. Он понимает, что должен искупить вину и получить свой «алый знак доблести», т.е. получить ранение. Позже, уже в госпитале, он осознает как пропаганда и газеты дурачат народ призывами идти на войну, все равно на какую. Они же пешки, пушечное мясо. Генри думает теперь о доме, о своих полях, о семье, Вот что вечно.
Роман Крейна сравнивают с «Севастопольскими рассказами», с «Войной и миром». Конечно, в какой=то степени есть общее между Генри и Петей Ростовым, но масштаб толстовских произведений неизмеримо выше.
Фрэнк Норрис в романе «Спрут» нарисовал жуткую картину изгнания фермерских семей с их ухоженных добротных ферм хозяевами вновь строящейся железной дороги. Недаром ее сравнивают со спрутом, поглощающим все вокруг.