Титульный лист и оглавление. Титульный лист имеет следующее содержание: заголовок плана; дата его подготовки; кто подготовил план, полное имя и адрес фирмы, а также имя предпринимателя и его домашний телефон; для кого подготовлен план; иногда рекомендуют включить в титульный лист заявление о том, что содержащиеся в документе сведения не подлежат разглашению, — так фиксируется право предпринимателя на свою идею.
Оглавление – это наиболее читаемая часть бизнес-плана после титульного листа и резюме. Оно должно дать четкое представление о всем содержании бизнес-плана. Оглавление не должно быть перенасыщено деталями, однако необходимо выделить подзаголовки наиболее значимых параграфов плана. Резюме. Резюме пишется в последнюю очередь, после того как бизнес-план в целом составлен. Оно должно включать в себя основные положения и идеи бизнес-плана, выводы, к которым пришел предприниматель. Структура резюме должна состоять из трех частей: введение включает цели плана, коротко выраженную суть проекта; основное содержание, сжатое описание всех ключевых элементов бизнес-плана и его основных частей: род деятельности, прогноз спроса, стоимость проекта, источники финансирования и т. д.; заключение: суммирует факторы будущего успеха предпринимателя, может включать описание основных способов действий предпринимателя. Для составления резюме чрезвычайно важно правильное представление о его содержании. Резюме должно быть кратким, обычно на 3-4 страницы, но лучше, если резюме поместится на одной странице. Резюме — это ключевая часть документа, «продающая» его инвестору, и она должна быть составлена так, чтобы у читателя возникло желание продолжить чтение бизнес-плана. История бизнеса. Этот раздел составляется в том случае, если предприятие уже существует и прошел определенный путь развития. Информация данного раздела в основном предназначена для внешних читателей, поэтому, обсуждая историю бизнеса, нужно назвать реальные успехи, которых фирма достигла в прошлом, достижения работников фирмы. Раздел должен рассказать о том, когда бизнес был основан, каковы основные этапы его развития, какие продукты (услуги) были предоставлены для рынка, какова роль высшего руководства в развитии бизнеса, как распределены основные роли в фирме.
|
|
Итоги деятельности и достигнутый успех необходимо связать с намеченными целями и ориентирами. Лучше если это будет сделано в количественных показателях. Характеристика предприятия в базовом и планируемом периоде. Общие сведения о предприятии приводятся в его визитной карточке. Они содержат следующие данные: название предприятия; юридический адрес, телефон, факс; даты создания и расширения предприятия; статус и ИНН предприятия; структура капитала предприятия; номера расчетного и корреспондентского счетов и реквизиты банка, в котором они открыты; состав руководства предприятия; данные об образовании и квалификации основных специалистов и менеджеров; организационная структура предприятия.
|
|
В данном разделе необходимо представить структуру производства и стоимость реализации товарной продукции за последние 3-5 лет. На планируемый период должны быть приведены данные расчета об объемах и стоимости реализации товарной продукции в целом и с разбивкой по каналам реализации. Описание продуктов/услуг. И сам предприниматель, и его инвесторы должны точно знать, какие продукты и услуги планируется предлагать рынку. То есть бизнес-план должен включать детальное описание будущего товара.
Вопросы, которые относятся к описанию товара (продукта/услуги), могут представлять собой следующий перечень.
1. Конкурентное описание товара и способов его применения. При этом свойства товара должны быть сопряжены с потребностями его потенциальных покупателей.
2. Тенденции применения выбранного товара (будет ли с течением времени его потребление возрастать или уменьшаться, возможны ли новые способы его применения?). Каким фирма видит жизненный цикл своего товара?
3. Каков уровень защиты товара, то есть, располагает ли предприниматель патентом, авторскими правами, зарегистрированной товарной маркой и т.п.?
В описание товара, как уже подчеркивалось, должно входить не только перечисление химических, физических, механических и т.п. свойств — то есть собственно свойств товара, но и его дизайн, упаковка. Необходимо объяснить, почему покупатели выберут именно данный товар, а не продукт/услугу конкурентов (то есть, какие конкурентные преимущества применения имеет именно предлагаемый товар?). Оценка конкурентов и выбор конкурентной стратегии. Многие российские предприниматели склонны недооценивать опасности конкуренции. Однако даже если фирма – единственный производитель и продавец в отрасли, она неминуемо сталкивается с конкурентными силами, ими могут быть новые (потенциальные) конкуренты, внедряющиеся в отрасль, конкуренция со стороны товаров-заменителей, поставщиков (продавцов), клиентов (покупателей).
Российским предпринимателям нельзя забывать о том, что одной из наиболее серьезных конкурентных сил на отечественном рынке являются иностранные компании, которые привлекают покупателя если не качеством, то доступными ценами и более броской упаковкой и дизайном товара. Следовательно, в конкурентной борьбе с ними отечественные предприятия должны прибегать не к доморощенным рецептам и отжившим представлениям, а к апробированным в международной практике конкурентным стратегиям, в том числе и в первую очередь к тем, которые были предложены профессором Портером: лидерство в издержках, дифференциация, фокусирование.
В бизнес-плане должны быть описаны выбранные стратегии и их конкретное применение.Когда конкурентная стратегия выбрана, предпринимателю нужно решить:
♦ Как лучше реализовать ее?
♦ Что нужно для реорганизации структуры предприятия (переоборудование производства, привлечение новых специалистов и т.п.)?
♦ Какой должна стать финансовая структура, необходимая для осуществления стратегии?
♦ Нужно ли уходить с традиционного рынка (если речь идет о уже действующем предприятии)? Если традиционный рынок дополняется новым, то на каком из них нужно сфокусироваться? Анализ положения дел в отрасли и рынков сбыта. Описывая отрасль, важно показать абсолютные размеры рынка, склонен ли этот рынок к росту или застою, основные сегменты рынка (группы потребителей). Нужно определить, насколько чувствителен рынок к различным внутренним и внешним факторам, подвержен ли он циклическим и сезонным колебаниям и т.д. Необходимо описать своих конкурентов; долю рынка, которую они захватили; сегменты, на которые ориентируются; учесть другие отраслевые факторы.
|
|
Важно сделать вывод об общей привлекательности рынка. Если она удовлетворительна, нужно определить свою потенциальную долю, дать прогноз продаж своей продукции. Она должна быть выражена как в денежном, так и в показателях физических единиц. Задачей исследования и анализа рынка является подтверждение возможности сбыта намечаемой к производству продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг в рамках проекта. С этой целью намечаются мероприятия по закреплению постоянных потребителей продукции и услуг и выявлению потенциальных. План производства. Производственный план отражает производственный процесс и его сервисное обслуживание, в частности сторонними организациями с выделением их доли. Целесообразно дать оценку трудоемкости его этапов.
Если объектом бизнеса является продукция, то раздел начинается с описания производственного процесса. При этом необходимо отразить потребность в земельных участках, отдельных производственных помещениях и их площадях, а также производственную площадь хозяйства в целом. Необходимо указать потребность в дополнительном технологическом оборудовании и технике, а также в оборотных средствах.
Если объектом бизнеса является предприятие или СХЦ, то раздел начинается с описания технологических переделов производства.
В разделе определяются состав производственногс персонала, квалификационные требования к нему.
Помимо технического описания план производству должен включать экономические расчеты издержек производства. Кроме этого должны быть даны ответы на следующие вопросы:
|
|
1. Каковы основные методы производства и технологии?
2. Какова общая структура производственного процесса, операции по выпуску товара? Возможно л^ достижение преимущества в операциях? Структур/ производственного процесса лучше показать при помощи схемы производственных потоков.
3. Какое сырье и материалы необходимы? Кто основные поставщики фирмы? Указать их имена и адрес!.
4. Какие мощности необходимы для организации производства? План маркетинга. Для того чтобы достичь успеха, фирма должна создать эффективный рынок для своего товара. Основные пцги по созданию такого рынка описывает маркетинговый раздел бизнес-плана. План маркетинга — это план мероприятий по достижению намечаемого объема продаж и получению максимальной прибыли. В этом разделе должна быть соблюдена четкая ориентация на потребителя.
Если объектом бизнеса является предприятие или СХЦ, то рекомендуется разработать стратегию его развития. При этом разрабатывается план маркетинговых действий, включающий товарную, ценовую, сбытовую политику, сервисное обслуживание и др.
Мало просто произвести хороший продукт, предложить яркую техническую инновацию. Нужно также завоевать покупателей этого товара, привлечь к нему людей, которые обладают способностью оплачивать покупки, то есть создать платежеспособный спрос на свой товар.
Маркетинговый план должен охватывать все элементы маркетинга и давать ответ на следующие вопросы.
1. Каковы основные характеристики покупателей на том отраслевом рынке, на который ориентируется предприятие? На какой из сегментов рынка намерено ориентироваться предприятие?
2. На какое место (долю) в данном сегменте рынка может претендовать бизнес? Определяя свою позицию на рынке, намерена ли фирма потеснить конкурентов, предлагая подобные товары, или попытается найти свою нишу?
3. Какова основная методика расчета цены на товар фирмы? Какой чистый доход обеспечит фирме выбранный уровень цены? Предусмотрены ли системы скидок и льгот для покупателей?
4. Какие каналы распространения товаров будет использовать фирма?
5. Какие меры предпримет фирма для эффективного продвижения своих товаров? Организационный план. Организационный план знакомит с формой собственности, выбранной фирмой, вопросами руководства, распределения полномочий и ответственности, типом организационной структуры фирмы.
Приводится организационная структура будущей организации. Даются сведения о количестве персонала и расширении штата, обучении подготовке кадров, а также о привлечении консультантов, советников, менеджеров.
В этом разделе рассматриваются вопросы руководства и управления организацией. Объясняется, каким образом организована руководящая группа и описывается роль каждого ее члена. Приводятся краткие биографические сведения обо всех членах совета директоров. Анализируются знания и квалификация всей команды в целом.
В этом же разделе должны быть представлены данные о руководителях основных подразделений, их возможностях и опыте, а также об их обязанностях. Детальные анкетные данные и характеристики приводятся в Приложении. В этом разделе освещается механизм поддержки и мотивации ведущих руководителей. Финансовый план. Финансовый план является важнейшей составной частью бизнес-плана. Основные показатели финансового плана: объем продаж, прибыль, оборот капитала, себестоимость и т.д. Финансовый план составляется на 3-5 лет и включает в себя: план доходов и расходов, план денежных поступлений и выплат, балансовый план на первый год. При составлении финансового плана анализируется состояние потока реальных денег (потока наличности), устойчивость организации, источники и использование средств. В заключение определяется точка безубыточности.
Вопросы об источниках финансирования могут иметь следующее содержание.
1. Предполагаемая система финансирования и ее инструменты: будут ли это банковские кредиты, векселя, облигации, опционы, простые и привилегированные акции и т. д.
2. Величина процентов и основных выплат по долгу.
3. Гарантии или залог, обеспечивающие безопасность финансовых соглашений. Показатели финансового рычага, определяющие уровень риска проекта, соотнесенные с соответствующими среднеотраслевыми показателями.
4. Список текущих кредиторов фирмы (если ози существуют), суммы и сроки выплат по кредитам.
5. Налоговые преимущества, которые могут быть получены при том или ином способе финансирования бизнеса.