Принципиальное отличие художественной программы от канона состоит в том, что в ее структуру входит теоретическая рефлексия и, соответственно, процедура теоретического моделирования художественной системы. Каноническая программа создавалась традицией, художественная программа выдвигается художниками, критиками, теоретиками, идеологами, литераторами и другими представителями данного направления в искусстве сознательно, как творческая платформа. Выдвигаемая теоретическая платформа художественного течения обычно содержит в себе элементы самых разных представлений: философских, религиозных, научных, нравственных. Но самым главным является то, что все это объединяется и синтезируется в целостную художественную концепцию на основе той специфической формы теоретической рефлексии, которая для художественного программирования имеет решающее значение, - на основе эстетической рефлексии.
Разрушение целостной канонической модели мира компенсировалось эстетической рефлексией, способной стягивать "рассеянный в смысле мир" (М.М.Бахтин) и замыкать его на человеке. Культурная программа, выступавшая в системе канона как априорная форма сознания, в художественной системе предстает как эстетическая форма сознания, эстетическая концепция данной художественной системы и, в сущности, как художественная модель мира и программа творческого течения.
|
|
Опираясь на модель эстетической рефлексии М.М.Бахтина мы выделяем три основных типа эстетик в целостной структуре эстетического сознания:
- эстетика целесообразности;
- эстетика смыслосообразности;
- эстетика формосообразностей (композиционная эстетика). Поскольку эстетическая рефлексия есть главный структурный признак художественной системы, отличающий ее от канона, есть смысл коротко изложить суть трех типов эстетик в контексте идеи программирования.
25. Эстетика целесообразности. Сутью эстетической рефлексии является созерцание содержания в предметной форме, в силу чего форма оказывается значащей, языком выражения содержания. Предметом эстетики целесообразности является отношение между формальной и материальной структурами эстетического объекта. Эта эстетика вносит в культуру эстетически отрефлектированные принципы построения материальной структуры объекта. Например, введенный Виолле-ле-Дюком эстетический принцип конструктивности запрещал механически переносить внешние формы культурных образцов на новые архитектурные сооружения, поскольку такой перенос противоречил логике целесообразного строения эстетизированного культурного образца. Эстетика целесообразности программирует такой тип художника, который всегда проблематизирует объект с точки зрения внутренней его целесообразности. Целесообразность здесь выступает как эстетический принцип. При этом предполагается, что смысловая структура объекта художнику дана априорно, поэтому она во внешний план сознания не выносится. Такого художника нельзя спрашивать о смысловой основе его концепции, как нельзя спрашивать человека о том, каким способом он переваривает пищу. Не пользуется такой художник и готовыми композиционными языками, ибо его эстетическая активность направлена как раз на преодоление сложившегося формального языка и подготовку реального базиса для создания нового композиционного языка. Такой художник эпатирует публику своим антиэстетизмом и отрицанием какой бы то ни было красоты, кроме красоты самой целесообразности. Целесообразность сама заключается художником в "картинную рамку" и "вывешивается на стену" для эстетического созерцания.
|
|
26. Эстетика смыслосообразности. Предметом эстетики смыслосообразности является отношение между смыслом и формой эстетического объекта. При этом целесообразность материальной структуры берется как уже данная и снятая в формальной структуре. Эта эстетика во всем симметрична эстетике целесообразности, только с опорой на категорию смысла. В ней целесообразность трактуется как вторичное качество, побочный продукт смыслосообразности. Эстетика смыслосообразности обращена к действительности этического поступка, она "обрамляет" и делает возможным эстетическое созерцание добра и зла. Именно, эта эстетика программирует художественный идеал человечного человека, соответствующего Гуманитарным (а не естественнонаучным) представлениям о человеке. Если эстетика целесообразности говорит о том, как познавать жизнь, то эстетика смыслосообразности - о том, как ее понимать, что в ней ценить.
27. Эстетика формосообразности. Занимая эту эстетическую позицию, художник творит формосообразный мир, т.е. организует мир по правилам и принципам композиционной формы, художественного языка, в частности стиля. Эта эстетика - эстетика формосообразности - программирует тип художника-артиста, маэстро, владеющего школой и творящего красоту как таковую. Владеть художественной формой - это значит владеть программой композиционного моделирования действительности. Так, художественная программа классицизма, включавшая в себя и определенную этическую платформу, и принципы целесообразности, кристаллизовалась в формальной художественной системе, композиционном языке, правилам которого обучали в академиях художеств и который стал сам по себе эстетическим предметом - красотой в чистом виде. Художник, моделировавший мир не по правилам этого языка, квалифицировался как пачкун, исказитель красоты мироздания.
Эстетика формосообразности проводит резкую черту между искусством и не искусством, между эстетическим и не эстетическим объектом. Носителями художественной программы в этом случае являются школа, образование и культурные образцы, принятые школой. В противоположность этому эстетика целесообразности (вернемся к ней еще раз) выступает критиком всех существовавших когда-либо школ и ищет образцы-носители программы вне сложившихся границ искусства. Каждая художественная система проходит все три фазы в своем развитии. В последней фазе ее программа кристаллизуется в виде формальной системы языка, правил композиции. Все три эстетики взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга в единой системе эстетического сознания, покоящейся на единстве и целостности структуры эстетической рефлексии.