Программу дошкольного образования. Введение

Предметно-пространственная среда

В учреждениях, реализующих

Программу дошкольного образования

Методические рекомендации

для мониторинга предметно-пространственной среды

на соответствие ФГОС ДО

Самара

2015

УДК 373.2

ББК 74.1

П71

  П71 Предметно-пространственная среда в учреждениях, реализующих программу дошкольного образования: методические рекомендации для мониторинга предметно-пространственной среды на соответствие ФГОС ДО / сост. О. Г. Чеховских. – Самара: Центр развития образования, 2015. УДК 373.2 ББК 74.1

© МБОУ ДПО (ПК) ЦРО г. о. Самара, 2015

 
 


Введение

В настоящее время детские сады проводят большую работу по анализу сложившегося опыта работы специалистов на соответствие федеральному государственному стандарту (ФГОС ДО). Наибольшие проблемы у педагогов и административного персонала вызывает осмысление содержания предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации, так как в приказе Минобрнауки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 № 1155 даются только общие требования к тому, что «среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной».

Для того чтобы определить её наполнение, выстраивание образовательной деятельности с учётом её содержания, необходимо рассмотреть само понятие развивающей предметно-пространственной среды. В ФГОС ДО она определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей до­школьного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития». В письме Минорбнауки РФ «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» от 28.02.2014 № 08-249 даются комментарии о том, что «развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное обо­рудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы)».

Таким образом, можно констатировать, что в каждой дошкольной образовательной организации в соответствии с её основной образовательной программой (ООП) предметно-пространственная среда будет отличаться от среды другого образовательного учреждения (даже реализующего такую же примерную программу), так как часть, формируемая участниками образовательных отношений в ООП ДОО, будет
иемть свои специфические особенности. Предметно-пространственная среда организуется для решения задач ООП ДОО, должна способствовать развитию ребёнка, а не нести в себе функцию украшения пространства, а также должна соответствовать нормативным документам.

Как же определиться с наполнением развивающей предметно-пространственной среды ДОО? Для начала необходимо проанализировать нормативную базу.

При организации развивающей предметно-пространственной среды дошколь­ной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов:

• Конституция Российской Федерации;

• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”»;

• Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении феде­рального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

• Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;

• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образо­ванию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;

• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпиде­миологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпиде­миологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помеще­ниях жилищного фонда»;

• Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждён­ная Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271;

• Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психоло­го-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вме­сте с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образова­тельных учреждении “О психолого-педагогической ценности игр и игрушек”»);

• Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»;

• Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направле­нии Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».

Среди методических материалов мы рекомендуем ознакомиться со сборником, подготовленным ФГАУ «ФИРО» (Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. – М.: Федеральный инсти­тут развития образования, 2014. – 96 с.). Этот сборник размещён в блоге педагогов дошкольного образования на сайте МБОУ ДПО (ПК) ЦРО г. о. Самара. Там детально описано предназначение и содержание предметно-пространственной среды ДОО. Данные методические рекомендации составлены на основе данного сборника.

Во всех вышеперечисленных документах присутствует основная мысль, что в каждой ДОО развивающая предметно-пространственная среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспиты­вающую, стимулирующую функции. А значит, в процессе взросления ребенка все её наполнение (игрушки, оборудование, ме­бель и пр. материалы) необходимо менять, обновлять и пополнять. Следовательно, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

Для проведения мониторинга соответствия развивающей предметно-пространственной среде ФГОС ДО в ДОО мы рекомендуем проанализировать её содержание на соответствие тем показателям, которые представлены ниже.

Желаем Вам успехов!




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: