Предметно-пространственная среда
В учреждениях, реализующих
Программу дошкольного образования
Методические рекомендации
для мониторинга предметно-пространственной среды
на соответствие ФГОС ДО
Самара
2015
УДК 373.2
ББК 74.1
П71
П71 | Предметно-пространственная среда в учреждениях, реализующих программу дошкольного образования: методические рекомендации для мониторинга предметно-пространственной среды на соответствие ФГОС ДО / сост. О. Г. Чеховских. – Самара: Центр развития образования, 2015. УДК 373.2 ББК 74.1 |
© МБОУ ДПО (ПК) ЦРО г. о. Самара, 2015
Введение
В настоящее время детские сады проводят большую работу по анализу сложившегося опыта работы специалистов на соответствие федеральному государственному стандарту (ФГОС ДО). Наибольшие проблемы у педагогов и административного персонала вызывает осмысление содержания предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации, так как в приказе Минобрнауки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 № 1155 даются только общие требования к тому, что «среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной».
|
|
Для того чтобы определить её наполнение, выстраивание образовательной деятельности с учётом её содержания, необходимо рассмотреть само понятие развивающей предметно-пространственной среды. В ФГОС ДО она определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития». В письме Минорбнауки РФ «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» от 28.02.2014 № 08-249 даются комментарии о том, что «развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы)».
Таким образом, можно констатировать, что в каждой дошкольной образовательной организации в соответствии с её основной образовательной программой (ООП) предметно-пространственная среда будет отличаться от среды другого образовательного учреждения (даже реализующего такую же примерную программу), так как часть, формируемая участниками образовательных отношений в ООП ДОО, будет
иемть свои специфические особенности. Предметно-пространственная среда организуется для решения задач ООП ДОО, должна способствовать развитию ребёнка, а не нести в себе функцию украшения пространства, а также должна соответствовать нормативным документам.
|
|
Как же определиться с наполнением развивающей предметно-пространственной среды ДОО? Для начала необходимо проанализировать нормативную базу.
При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов:
• Конституция Российской Федерации;
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”»;
• Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;
• Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271;
• Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждении “О психолого-педагогической ценности игр и игрушек”»);
• Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»;
• Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
Среди методических материалов мы рекомендуем ознакомиться со сборником, подготовленным ФГАУ «ФИРО» (Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.). Этот сборник размещён в блоге педагогов дошкольного образования на сайте МБОУ ДПО (ПК) ЦРО г. о. Самара. Там детально описано предназначение и содержание предметно-пространственной среды ДОО. Данные методические рекомендации составлены на основе данного сборника.
Во всех вышеперечисленных документах присутствует основная мысль, что в каждой ДОО развивающая предметно-пространственная среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. А значит, в процессе взросления ребенка все её наполнение (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) необходимо менять, обновлять и пополнять. Следовательно, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
|
|
Для проведения мониторинга соответствия развивающей предметно-пространственной среде ФГОС ДО в ДОО мы рекомендуем проанализировать её содержание на соответствие тем показателям, которые представлены ниже.
Желаем Вам успехов!