Сменой рода занятий, отчуждением земельной собственности. Члены родовых
Объединений не могли уже собираться для рассмотрения своих собственных общих
Дел; кое-как улаживались еще только незначительные дела, такие как проведение
Религиозных празднеств. Наряду с потребностями и интересами, обеспечивать
Которые были призваны приспособленные для этого родовые объединения, в
Результате переворота в условиях производства и вызванных им изменений в
Общественной структуре возникли новые потребности и интересы, не только чуждые
Древнему родовому строю, но и во всех отношениях противоположные ему. Интересы
Ремесленных групп, возникших благодаря разделению труда, особые потребности
Города в противоположность деревне требовали новых органов, но каждая из этих
Групп состояла из людей самых различных родов, фратрий и племен, включала даже
Чужестранцев; эти органы должны были поэтому возникать вне родового строя,
|
|
Рядом с ним, а вместе с тем и в противовес ему. - И в каждом родовом
Объединении сказывалось, в свою очередь, это столкновение интересов,
Достигавшее своей наибольшей остроты там, где богатые и бедные, ростовщики и
Должники были соединены в одном и том же роде и в одном и том же племени, - К
Тому же имелась масса нового, чуждого родовым общинам, населения, которое
Могло стать силой в стране, как это было в Риме, и притоm было слишком
Многочисленно, чтобы его можно было постепенно включить в основанные на
Кровном родстве роды и племена. Этой массе родовые общины противостояли как
Замкнутые, привилегированные корпорации; первобытная естественно выросшая
Демократия превратилась в ненавистную аристократию - Наконец, родовой строй
Вырос из общества, не знавшего никаких внутренних противоположностей, и был
Приспособлен только к нему. У него не было никаких других средств принуждения,
Кроме общественного мнения. Здесь же возникло общество, которое в силу всех
Своих экономических условий жизни должно было расколоться на свободных и
Рабов, на эксплуататоров-богачей и эксплуатируемых бедняков, - общество,
Которое не только не могло вновь примирить эти противоположности, но должно
Было все больше обострять их. Такое общество могло существовать только в
Непрекращающейся открытой борьбе между этими классами или же под господством
Третьей силы, которая, якобы стоя над взаимно борющимися классами, подавляла
Их открытые столкновения и допускала классовую борьбу самое большее только в