Общение в классе строится на основе оценок учителя | ||
Ученик | 4е Учитель "► | Сверстники, коллектив |
Положение ученика определяется оценками учителя и сверстников. | Оценивает: • успехи и неудачи в учебе; • нравственные качества в разных жизненных ситуациях. | Воспринимают оценки учителя и руководствуются ими в оценке личностных качеств товарищей. |
Оценивает |
Воспринимается |
успехи и неудачи в учебе. |
как основные характеристики личностных качеств товарищей. |
Оценивает нравственные качества в различных жизненных ситуациях. | Желание подражать хорошему и порицать плохое. | |||
В 3-4 классах личность учителя становится несколько менее значимой, а контакты с одноклассниками более тесными | ||||
Личные взаимоотношения становятся основой группировок (малых групп) | 1 -й класс | 4-й класс | ||
Количество учащихся в малой группе | 2-3 | 5-6 | ||
Причины объединения | Случайные, внешние факторы | Общность интересов, нравственных качеств | ||
Учебная и общественная деятельность формирует коллектив, сплачивает его общими целями, интересами
благоприятное нравственное тормозится
развитие |
Взаимоотношения в классе в начале обучения во многом определяются учителем через организацию учебно- воспитательной работы детей. Учитель оценивает успехи, неудачи в учебе школьника, его нравственные качества в различных жизненных ситуациях, а сверстники воспринимают это как основные характеристики личностных качеств товарищей. Возникает желание подражать хорошему поведению товарищей и порицать плохое. Эмоциональные связи и отношения начинают подкрепляться нравственными оценками поведения каждого ребенка.
В 3-4-м классах личность учителя становится несколько менее значимой, а контакты с одноклассниками более тесными.
Личные взаимоотношения являются основой тесных группировок (малых групп). Количество учащихся в таких группировках постепенно увеличивается: от 2-3 в 1-х классах до 5-6 человек в 4-х. И если вначале внешние факторы (например, дети сидят рядом) служили причиной объединения детей, то позже их объединяет общность интересов, нравственных качеств.
Учебная, общественная деятельность формирует коллектив, сплачивает его общими целями, интересами. Положение же ученика в группе, его статус может быть разным: благоприятным и неблагоприятным. В первом случае школьник с желанием идет в школу, он активен в учебной и общественной работе и положительно относится к коллективу. Во втором — возникает неудовлетворенность ученика своим положением, его нравственное развитие тормозится.
|
|
Первоклассники оценивают своих сверстников по тем качествам, которые легко проявляются внешне, а также по тем, на которые чаще всего обращает внимание учитель (схема 47).
К 3-4 классу в коллективе происходит перестройка как самих межличностных отношений, так и их осознания. Так, ученик, занимая в классе неудовлетворительное положение,
может считать его вполне приемлемым. Особенно если есть хотя бы одна взаимная привязанность к кому-либо. В 10 лет дети значительно острее переживают замечания, сделанные им в присутствии сверстников.
Схема 47 Качества, по которым ученики младших классов оценивают сверстников
|
Итак, общение в младшем школьном возрасте определяется сложившейся системой общения в детском саду и в семье (схема 48).
Л. И. Божович подчеркивала, что в психическом развитии ребенка определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в которую он вступает на разных этапах своего развития.
Поэтому общение младшего школьника, подростка и старшего школьника со сверстниками и взрослыми необходимо для личностного развития.
Общение со сверстником — необходимое условие психического и личностного развития ребенка на всех этапах онтогенеза, но оно выполняет свою функцию только тогда, когда у ребенка одновременно есть общение с умным, доброжелательным и нравственным, воспитанным взрослым.
Именно в таком общении происходит проверка и понимание тех ценностей, которые формируются в среде сверстников. Именно в общении со взрослыми ребенок усваивает целостную систему нравственных и иных ценностей общества.
Схема 48 Система общения
|
Определите время в течение дня, которое будет принадлежать только вам и вашему ребенку: никаких сериалов, бесед с подругами, деловых звонков и т. д. Ребенок должен знать: в это время вы принадлежите только ему и никому больше. Вы можете почитать, поиграть в игры, отгадывать загадки и т. д.
|
|
Если родитель не будет знать, понимать, чувствовать внутреннюю потребность, побуждающую ребенка вступать в общение, он не сможет его понять, а значит и правильно ответить ему.
А чтобы правильно ответить ребенку и принять его, нужно хорошо знать не только его индивидуальные особенности, но и общие закономерности развития общения в детском возрасте.
Учителю очень важно знать, что положение ученика в системе общения класса складывается в 1-2-м классах и является очень устойчивым, и делать все возможное для нормализации общения всех детей класса. Устойчивое положение ученика в группе влияет и на его социальное развитие, и на его отношение к товарищам, к классному коллективу и школе.
►► СИТУАЦИЯ № 70. На этапе начального обучения ученик приобретает навыки взаимодействия со сверстниками, заводит друзей. Однако не всем это удается. Так, у Миши (10 лет) нет друзей в классе.
Должен ли учитель обратить внимание на то, что у Миши в 10 лет нет друзей?
Решение. Такая ситуация означает, что Миша не умеет наладить тесный социальный контакт с ровесниками и поддерживать отношения продолжительное время. Это означает, что общение с Мишей никому не интересно. Кого младший школьник считает другом? Тот друг, кто отзывается на просьбу, проявляет интерес. Друг должен обладать добротой, внимательностью и честностью.
►► СИТУАЦИЯ №71. Мама Мити (6 лет) познакомила сына с соседским мальчиком Петей (8 лет) в надежде помочь развить общительность сына.
Почему для развития общительности ребенка ему лучше контактировать с ребенком старше него?
Решение. Детям проще всего общаться со старшим ребенком, старший охотно берет на себя роль ведущего,
и от младшего требуется лишь выполнение его указаний. Младшие редко ссорятся со старшими. Поэтому ребенку, у которого есть трудности в общении, полезно для начала обеспечить возможность контактировать со старшим. Следующий этап в развитии навыков общения — это контакты с младшими. Теперь уже он сам выступает в роли старшего. Авторитет возраста уже будет работать на него. Самое трудное — это общение со сверстниками, потому что необходимо:
|
|
- находить компромисс между управлением и подчинением;
- необходимо соотносить свои намерения с желаниями другого.
►► СИТУАЦИЯ № 72. Психологи рекомендуют определенный стиль взаимоотношений с ребенком в соответствии с его определенными индивидуально-психологическими особенностями.
Сразу ли эти рекомендации дадут положительные результаты?
Решение. Взрослые должны быть настойчивы в реализации рекомендаций и готовы к тому, что в первое время изменение стиля общения, взаимоотношений приведет скорее всего не к снижению, а к взрыву, например, негативизма. Ребенок обнаруживает, что средства, с помощью которых он до сих пор добивался успеха (внимания), вдруг перестали действовать. В этой ситуации он попытается усилить те средства воздействия на взрослого, которые до сих пор были эффективны.
►► СИТУАЦИЯ № 73. С приходом детей в школу не все хорошо вписываются в среду сверстников. Не для всех детей в школе благоприятный эмоциоиально-психологи- ческий климат.
Какие дети в классе обычно имеют благоприятное положение среди сверстников?
Решение. Наиболее благоприятное место среди сверстников занимают дети активные. Выделяется некоторое ядро наиболее активных детей, которые начинают пользоваться постоянной поддержкой учителей и служат для них опорой в учебно-воспитательной работе. Вследствие этого их психическое развитие становится еще более активным. Одновременно в классе оказываются дети, занимающие подчиненное положение, они меиее активные. Такая поляризация вредно отражается на личностных качествах тех и других.
Часто у активных помощников учителя развивается завышенная самооценка, стремление во что бы то ни стало быть впереди всех, жестокость по отношению к более пассивным детям. У пассивных же детей может развиваться угодничество либо замкнутость, недоверие к людям и т. д.
►► СИТУАЦИЯ №74. Дети младшего школьного возраста (мальчики и девочки) в физическом отношении примерно одинаковы (бег, прыжки и др.).
В каких двигательных навыках в этот период проявляются половые различия?
Решение. Половые различия в двигательных навыках до начала полового созревания связаны с жизненными и культурными ожиданиями.
Девочки превосходят мальчиков в тех делах, умелое выполнение которых ожидается от них как от представителей женского пола. Тогда как мальчики превосходят девочек в навыках, традиционно считающихся мужскими.
►► СИТУАЦИЯ № 75. Каждая мать желает, чтобы ребенок усвоил культурные нормы жизни в обществе, был порядочным человеком, честным, умным, хорошо учился ит. д.
Почему же, несмотря на желание видеть своего ребенка хорошим и умным, мать все же осуществляет негативное проектирование?
Решение. Для выбора негативных воздействий на своего ребенка есть несколько причин:
• К матери в прошлом так же относились ее родители, т. е. присутствует опыт родителей, которые считали, что к ребенку нужно относиться строго, его необходимо постоянно контролировать, не хвалить.
• Для обиженной женщины сын напоминает его отца, с которым женщина в разводе, и поэтому она считает, что ребенок не должен быть таким, как отец.
• Очень медлительный ребенок у быстрой и подвижной матери вызывает раздражение, она делает негативные замечания: «Всегда ты не успеваешь», «Давай быстрее, поторапливайся!» Подгоняет ребенка, считая, что в жизни он ничего не будет успевать.
• При неудовлетворенности матери жизнью она действует по принципу: «Мне плохо, все вокруг плохо, и ты плохой, неудачный». Кричит, ругает в результате хронической усталости: «Делай как я сказала и не рассуждай!», «Убери игрушки, всегда разбрасываешь, ничего сам не можешь сделать!»
• Тот подавляющий стиль отношений, который реализует муж с женой, последняя, в свою очередь, реализует на ребенке.
►► СИТУАЦИЯ № 76. Мальчик Саша в классе исполняет роль неуспевающего, вечного неудачника.
Нужно ли говорить с Сашей о том, каким не надо быть? Решение. Говоря об этом Саше, мы закрепляем в нем позицию неудачника, а вместе с тем и комплекс неполноценности. Любое нравоучение окажет негативное действие.
Необходимо изменить социальную позицию Саши в группе. Для этой цели необходимо создать ситуацию успеха, чтобы Саша самоутвердился в роли успевающего ученика, имел успех.
Если же это не будет сделано, то он будет пытаться самоутвердиться вне школы.
Изменение позиции и есть тот рычаг, с помощью которого происходит смена мотивов личности.
►► СИТУАЦИЯ № 77. Вася (3-й класс), играя с ребятами, разбил мячиком плафон в коридоре. Учительница, разговаривая об этом с Васей, добивалась осознания им своей вины.
Вася ответил: «Мы думали, что если будем кидать мяч потихоньку, то ничего не случится».
Дайте психологический анализ действий учительницы. Решение. Учительница поступила правильно, считая, что процесс осознания своей вины важнее, чем само наказание.
Найти виновника — значит соединить поступок с учеником, найти причину — значит отделить будущее ученика от его прошлого проступка. Младшие школьники часто совершают шалости и не осознают своих дурных проступков. Чтобы наказать, нужно найти виновного, чтобы изменить поведение, нужно найти причину.
►► СИТУАЦИЯ №78. Мать обратила внимание на то, что ее сын Витя (8 лет) совсем не хочет играть с девочками, считая их плаксами. Он играет сам в супергероев. В играх с риском он самый сильный.
С чем может быть связана такая ситуация? Приведите аргументы.
Решение. В младшем школьном возрасте дети, стараясь осознать различия между мужчинами и женщинами, как бы нарочито утрируют эти различия: «они плаксы», а общее и похожее игнорируют. В этот период дети усваивают и примеряют к себе исторически сложившиеся разные роли иолов в обществе.
В начальных классах мальчики и девочки объединяются в однополые группы, обсуждая между собой качества мужчин и женщин, подчеркивая, что женщины — более эмоциональные, заботливые, у них легче вызвать слезы. Мужчины — смелые, сильные, настойчивые.
Витя, желающий утвердить себя в своей мальчишеской среде, должен вести себя «как мальчик», демонстрируя свою решительность, смелость, соревновательность и т. д. Мальчики могут утвердить свои мужские качества только в мальчишеской среде.
К старшему школьному возрасту дети в большей или меньшей степени перерастают «сексизм». Они уже утвердили свою половую принадлежность, и у них больше нет нужды в столь резком противопоставлении мужской и женской ролей.
►► СИТУАЦИЯ №79. Часто взрослые заставляют ребенка делать по образцу, по инструкции. Услышав ответ, выносят приговор: «Неправильно, не думаешь, плохо выполнил задание». В результате самостоятельность, творчество ученика не развивается.
Как изменить способ общения с ребенком, чтобы повысить роль его самостоятельности в учебе?
Решение. Взрослым нужно стараться в общении с ребенком говорить: «Ты так думаешь?», «Попробуй доказать свою правоту», «Хочешь послушать другое мнение?», «Давай рассмотрим...»
Такое общение изменит отношение школьника к ситуации, так как с его мнением считаются, могут выслушать, разобраться. У ребенка появляется интерес к познавательной деятельности, возникает желание находить доказательства, рассуждать, спорить, а не только запоминать и воспроизводить.
шяияшшшшшяшшяяишшявяшшш
ГЛАВА 9. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
П |
олноценное воспитание в семье позволяет вырабатывать нормы общественного поведения, установки, взгляды, идеи и т. д.
• В семье ребенок получает знания об окружающем мире и усваивает культуру (существующий морально- психологический климат семьи для ребенка — это «школа отношений»; нравственный климат семьи, основанный па чувствах, дает ребенку ощущение счастья, защищенности и надежности существования; в лице родителей ребенок имеет авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей).
• Полноценное воспитание в семье способствует половому воспитанию в результате соотнесения поведения ребенка с половыми ролями родителей и их характерами (соответствующие половые стереотипы поведения поощряются, мать и отец желают быть моделями для ребенка; родители демонстрируют стиль отношений между собой).
Недостаток родительской любви, как и ее избыток, может вести к негативным последствиям (схема 49).
Схема 49 Негативные последствия
|
Е. О. Смирнова и Т. А. Кошкарова, анализируя материнские трудности в отношениях с младшими школьниками, выявили несколько блоков жалоб:
• Жалобы на внутриличностные проблемы ребенка, из-за которых, по мнению родителей, страдает сам ребенок:
- сензитивность ребенка (т. е. его чрезмерная чувствительность, боязливость, обидчивость, страхи и пр.);
- эмоциональная неуравновешенность, болезненные симптомы (тики, нарушения сна, энурез, заикание);
- слабость воли (никуда не хочет ходить, не имеет устойчивых интересов);
- неадекватное поведение.
• Проблемы взаимодействия матери и ребенка:
- конфликтность в семье (возбудимость, вспыльчивость, раздражительность ребенка, а также его упрямство, неуправляемость, негативизм и пр.);
- жалобы на, асоциальное поведение (лживость, воровство);
- дефицит внимания в семье (ревность, требование повышенного внимания к себе дома, эгоцентризм);
- изоляция в семье (замкнутость, необщительность дома).
• Проблемы, возникающие в учебной деятельности или при подготовке к ней:
- жалобы на «темповые» характеристики ребенка (невнимательность, неусидчивость, рассеянность, утомляемость, заторможенность);
- переживания родителей по поводу отсутствия воли и произвольности ребенка (нежелание заниматься, неорганизованность, несобранность, несамостоятельность);
- проблемы когнитивного развития (проблемы речи, трудности в учебе, трудности с письмом, плохая память, родительские сомнения готовности ребенка к школе).
Обобщая данные исследования, можно сделать вывод, что проблемы учебной деятельности составляют 44,5% от общего числа жалоб. Среди жалоб этой группы 44,5% относятся к проблемам невнимательности, неусидчивости, рассеянности, утомляемости, заторможенности.
Жалобы, связанные со взаимоотношениями матери и ребенка, составляют 30,9%.
Содержание жалоб во многом зависит от возраста и пола ребенка.
Мальчики опережают девочек по эмоциональной неуравновешенности, а девочки — по сензитивности (максимально в 5-6 лет).
В младшем школьном возрасте происходит увеличение жалоб на проблемы взаимоотношения матери и ребенка. Авторы выделяют 8 возможных стилей воспитания:
♦ Строгий.
♦ Объясняющий.
♦ Автономный.
♦ Компромиссный.
♦ Содействующий.
♦ Потакающий.
♦ Ситуативный.
♦ Зависимый.
В присутствии мамы выполнение заданий было более эффективным, а участие матери повышало результативность ребенка.
►► СИТУАЦИЯ № 80. Мама Вити беспокоилась о том, чтобы ее сын ответственно относился к выполнению домашних заданий, и всегда была рядом с ним, готовая в любой момент ему помочь. Задания Витя выполнял медленно, он чувствовал, что мама всегда при затруднении спасет, подскажет.
Дайте психологический анализ сложившейся ситуации.
Решение. Чрезмерная тревожность матери передается ребенку и блокирует его психические процессы. Индивидуальные ресурсы Вити не активизируются. Его инициатива остается не задействованной.
Маме необходимо научиться управлять своим эмоциональным состоянием, чтобы не передавать тревогу сыну. Надо создавать положительный эмоциональный настрой на активизацию индивидуальности Вити.
Из-за того, что родители не учитывают эмоциональное состояние ребенка, его реальные потребности, помощь родителей оказывается неадекватной. Они больше заинтересованы не в помощи ребенку, а в том, чтобы ситуация развивалась по их сценарию. Они либо не помогают ребенку, либо полностью управляют его действиями. В результате активность ребенка блокируется.
►► СИТУАЦИЯ № 81. Миша стал выполнять домашнее задание, но не все у него получается. Мама, заинтересованная в том, чтобы сын хорошо учился, всегда готова ему помочь и часто говорит: «Без меня ты все равно не справишься» или «У тебя все равно не получится».
Как отразятся такие реплики мамы на самостоятельной работе Миши?
Решение. Констатируя трудность задания, мама обесценивает возможности ребенка. При этом наблюдается снижение восприятия эмоционального состояния ребенка и неумение воздействовать на него. Развивается зависимость ребенка от мамы. Если вначале ребенок стремится к автономии, то впоследствии будет развиваться зависимость от более сильного родителя, чувства к которому негативные.
В такой ситуации ребенок будет демонстрировать свою беспомощность и недоверие к взрослому.
При таком поведении родители будут способствовать минимальной активности ребенка и максимальной напряженности. В результате родители не столько разви-
Психология младшего школьника вают способности своего ребенка, сколько препятствуют этому.
В этом сопереживающем стиле родители могут что-то объяснить ребенку, в чем-то содействовать или идти на компромисс, но не больше.
►► СИТУАЦИЯ № 82. Нина выполняла домашнее задание. Маме показалось, что задание нужно выполнить иначе. Стала объяснять дочери, доказывая, что именно так надо выполнить задание, но не смогла этого сделать и в сердцах сказала: «Делай сама, как знаешь!»
В другой раз мама все-таки настояла, подчеркивая свою авторитарную власть.
Как отразится на развитии ребенка такой стиль отношений родителей к ребенку?
Решение. В данном случае прослеживается низкий авторитет мамы, что препятствует нормальному саморазвитию ребенка. Затрудняется процесс нормальной идентификации, возможно в такой ситуации развитие агрессивности ребенка с реакцией протеста. Возможен повышенный интерес к личности других взрослых.
►► СИТУАЦИЯ № 83. Мама Коли уверена, что помогает сыну в выполнении домашних заданий. Мама сама активна и подчеркивает это: «Смотри, у меня все получается». Медлительность же Коли ее раздражает. Она в сердцах может сказать: «Ну, в кого ты у меня такой уродился?» Дайте психологический анализ такому воспитанию мамы.
Решение. Высокая активность матери в сочетании с ее желанием помочь сыну воспринимается как поддержка ребенка. Но фактически происходит эмоциональное отвержение при полном отсутствии ориентации на внутреннее состояние сына.
В итоге ребенок боится мамы, ее наказаний. Здесь проявляется неправильное отношение матери и ребенка во всех сферах («отвержение»).
►► СИТУАЦИЯ № 84. Мама Вики проявляла доминирующую роль в работе над домашними заданиями дочери. Нередко оттесняя девочку, не давала ей проявить свое умение. Выполняя задание дочери, она говорила: «Не наклоняйся, мне не видно!», «Ты же видишь, я делаю!». Как доминирующая роль мамы в выполнении домашних заданий повлияет на успехи Вики?
Решение. При таком поведении мамы Вика незаметно оказывается на краю рабочего пространства и лишается возможности участвовать в совместном учебном процессе. Блокирование активности ребенка в таких случаях ведет к формализации подхода к заданию. Некоторые дети пытаются действовать автономно, независимо от действий родителя. Их действия оказываются несостоятельньши. А действенную помощь взрослого они не научились принимать.
Преобладание активной позиции матери происходит при негативном эмоциональном фоне взаимодействия. Матери, стараясь оказать, как им кажется, помощь, оказываются неспособными видеть реальные возможности ребенка, его трудности.
►► СИТУАЦИЯ № 85. Мама Нади излишне оберегает ее от трудностей. Как только у Нади возникают трудности при решении задачи, так сразу активность мамы возрастает. Не давая ребенку подумать, мама «спасает» Надю.
К чему может привести такая стратегия воспитания? Решение. Не давая ребенку подумать над трудной ситуацией, мама не позволяет Наде активизировать мыслительные процессы. А потом Надя привыкнет к тому, что ей думать не надо. У ребенка не сформируется потребности в достижении результата.
Обычно когда родители не доверяют своим детям, их возможностям, они испытывают страх за их и свою собственную несостоятельность. Спасая ребенка от минимальных трудностей, родители, по сути, спасают себя. В итоге дети, манипулирующие родителями, имеют дефект волевой сферы. Ребенок, не чувствуя себя ответственным, становится безразличным к результатам своей деятельности.
►► СИТУАЦИЯ № 86. Мама Вани, активно помогает сыну выполнять домашние задания, поддерживает его интеллектуально и эмоционально, объясняет сыну задания. Но мама не стремится к телесным контактам, никогда не погладит сына по головке, она не занимается формированием личности ребенка.
Предположите особенности развития ребенка при таком стиле детско-родительских отношений.
Решение. Ответственная помощь ребенку в выполнении домашних заданий в сочетании с безответственным отношением к личности формирующегося ребенка будет способствовать тому, что такие дети будут менее приспособлены, будут испытывать неуверенность. Не чувствуя уверенности в себе, они не сумеют справляться с трудностями. Может возникнуть потеря интереса к работе.
►► СИТУАЦИЯ № 87. Заинтересованная в успехах Тани, мама прилагает большие усилия по эмоциональной поддержке и практической помощи в выполнении домашних заданий дочери. Но результат не достигается, мама испытывает досаду и эмоциональное отстранение от дочери. Дайте психологический анализ данной ситуации. Решение. В такой ситуации у обеих, Тани и ее мамы, может проявиться депрессивный фон и чувство вины. Несмотря на «правильную» модель поведения, результат не достигается. Таня останется пассивной и растерянной. Мама, чтобы избежать конфликта с дочерью, начнет решать задачи сама. В результате — «эмоциональная изоляция матери» как стиль детско-родительских отношений.
►► СИТУАЦИЯ № 88. Общение мамы с Лелей протекало исключительно на вербальном уровне. Между ними не было тактильного контакта — ни ласк, ни наказаний. При этом девочка очень стремилась приласкаться к матери, но мать эти попытки обрывала.
Может ли нарушение взаимоотношений между мамой и Лелей вести к конфликтам?
Решение. Бедный репертуар общения мамы с дочерью может вести к конфликтам. Дочь не будет слушаться матери из-за потери ею авторитета. Необходима психокоррекционная работа психолога по нормализации общения, так как родителям часто неочевидна связь между своими личными проблемами и воспитанием ребенка. Необходим специальный анализ проблем родителей и детей.
►► СИТУАЦИЯ № 89. В семье Вадик был желанный ребенок. Были созданы все условия для его успешного развития, как считали родители, «идеальная обстановка». Постоянно о нем заботились, включали его в развивающие игры. Одним словом, в семье царила гиперопека мальчика.
Что ждет Вадика в его будущей жизни?
Решение. Карен Хорни пишет, что приверженность воспитательным теориям, гииеропека или самопожертвование со стороны идеальной матери являются основными факторами, создающими ту атмосферу, которая закладывает основу для чувства огромной незащищенности в будущем.
►► СИТУАЦИЯ.N1? 90. Ученик 2 класса Вася выполняет домашнее задание. Мама, заглядывая в его тетрадь, видит ошибку и делает замечание. Вася расстраивается и прекращает выполнять задание
Как же маме помочь сыну в выполнении домашнего задания?
Решение. Если сын увлечен выполнением домашнего задания, замечание матери «убивает» рабочий настрой. Может разрушиться и настрой учить самого себя, не говоря уже об уверенности и неуверенности в своих силах.
Пока ребенок не просит помощи, не следует вмешиваться в работу сына. Вмешательство должно быть тактичным, в спокойной обстановке, а не в тот момент, когда ребенок увлечен делом на фоне общего одобрения. Нужно постараться тактично помочь ему самому найти свою ошибку и создать впечатление, что с заданием Вася справился сам. Что бы ни делал ребенок: рисовал, лепил, конструировал, писал, при этом не так хорошо, как хотелось бы родителям, не критикуйте, не направляйте его, а наоборот, проявите искренний интерес к его делу, повышая взаимоуважение.
Составьте ряд заданий, с которыми ребенок может справиться самостоятельно, хотя и не очень хорошо.
После самостоятельного выполнения задания ребенком отметьте его старания и успехи.
Найдите спокойное время поговорить об ошибках ребенка, предварительно отметив хорошее в выполненном задании.
►► СИТУАЦИЯ № 91. Ученик 2 класса Ваня выполняет домашнее задание. Одна из задач у него не получилась. Просит маму о помощи, а она ему в ответ: «Ты уже не маленький, сам разбирайся». В результате Ваня перестал совсем выполнять задание.
Дайте психологический анализ действий мамы. Решение. Часто родители из лучших побуждений хотят приучить детей быть самостоятельными, не бояться трудностей.
Если у ребенка возникают какие-либо затруднения и он готов принять помощь родителей, надо обязательно ему помочь. Начните со слов: «Давай решать вместе».
►► ВОПРОС № 11. Со всеми ли заданиями ребенок может справиться сам?
Ответ. Нет, не со всеми, согласно теории Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития». То, что ребенок может выполнить самостоятельно, — это его «зона актуального развития». То, что за пределами этой зоны, ребенку доступно только при участии взрослого («зона ближайшего развития»). Завтра это будет зона его актуального развития. А ребенок может освоить более сложный материал при участии взрослого.
По мере развития ребенка круг дел, которые он может выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослым. Зона ближайшего развития у разных детей разная, у кого-то уже, у кого-то шире. И такой ребенок будет развиваться быстрее, чувствовать себя увереннее, успешнее. Поэтому нельзя оставлять ребенка одного там, где ему трудно, нужна помощь!
Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом:
• Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.
• По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.
►► СИТУАЦИЯ № 92. Мама Риты принимает деятельное участие в подготовке домашних заданий дочери. То и дело слышно, как мама дает руководящие указания: как держать ручку и откуда начать писать, как писать и выполнять домашнее задание. Часто дочь не выдерживает и говорит: «Мама, я — сама».
Что не учитывает мама во время помощи дочери в выполнении ею домашнего задания?
Решение. Самые лучшие намерения мамы понятны. И руководящие указания где-то нужны, но не в совместных занятиях с ребенком. Как только они появляются, прекращается работа вместе. Не следует занимать позиции над ребенком. Сохранить позицию «на равных» не так-то легко. И главное, любая помощь ребенку превращается в свою противоположность, когда нет дружелюбного тона общения.
►► СИТУАЦИЯ № 93. Родители Лели от всех дел освободили дочь — лишь бы училась! По дому не убирает, в магазин не ходит, посуду оставляет грязной. Но учиться она тоже не хочет. Приходит из школы — либо на диване отдыхает, либо по телефону разговаривает. Отметки получает в школе: то «три», то «два».
Мама с работы звонит узнать — села ли дочь за уроки? Делая одолжение, Леля садится выполнять уроки. Читает задачу — папа пытается ей объяснить. Но Леля не слушает: «Все равно непонятно». Упреки Лели сменяются уговорами папы. Учебники отталкиваются. Результата нет. Родители думают — не нанять ли ей репетитора?
В чем проблемы родителей и их дочери?
Решение. Проблемы родителей в том, что они хотят учиться вместо дочери Лели.
Родители, которые слишком много хотят делать за ребенка, как правило, сами трудно живут. У них не остается ни времени, ни сил на собственные интересы, на личную жизнь. Тяжесть их родительского долга понятна: они не воспитали потребности у дочери учиться и учат ее вопреки ее желаниям. Получается, что дочери не надо самоопределяться и вступать в самостоятельную жизнь.
►► СИТУАЦИЯ № 94. Некоторым родителям приходится заниматься с ребенком тем, что ему неинтересно, но необходимо по программе.
Как соотнести необходимое и интересное?
Решение. Нужно помнить, что личность и способности ребенка развиваются в той деятельности, в которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Полезно присмотреться к тому, чем ребенок больше всего увлечен. Это может быть игра в машинки, куклы, моделирование, современная музыка и т. д.
Некоторые занятия покажутся родителям пустыми, даже вредными. Но для ребенка они важны и интересны, к ним стоит относиться с уважением.
Расспросите, что именно в этих занятиях интересно м важно для него. Разделите с ним его интересы и увлечения. В совместной деятельности вы сможете передавать ребенку то, что считаете полезным: какие-то знания, практический опыт и свой взгляд на вещи и интерес к познанию, чтению книг. И родителям легче будет соединить увлечение ребенка с процессом обучения в школе, конфликты принуждения исчезнут.
• Сравните эффективность самостоятельного выполнения домашнего задания ребенком и совместного.
• Придумайте внешнее средство, которое заменило бы участие родителя (будильник, табель, что-то еще...). Обыграйте с ребенком такое вспомогательное средство.
• Лист бумаги разделите на 2 части. На левой части напишите «САМ». На правой «ВМЕСТЕ». Посмотрите, что из колонки «вместе» можно перенести в колонку «сам».
►► СИТУАЦИЯ № 95. Бывает, что ребенок расстраивается, огорчается, терпит неудачу, в сердцах заявляет: «Больше эту задачу решать не буду!»
Как реагировать маме?
Решение. Если ребенок расстроен, обижен и т. п., то необходимо дать ему понять, что «слышат» и понимают его состояние. Лучше назвать словом то чувство, которое он испытывает: тебе обидно, что отняли твою любимую игрушку? Не надо оставлять ребенка наедине с его переживаниями.
Если вы хотите послушать ребенка, то повернитесь к нему лицом.
Важно, чтобы ваши глаза и его находились на одном уровне. Если ребенок стоит, то рекомендуется сесть (присесть) около него.
Непозволительно общаться с ребенком, находясь в другой комнате или через плечо, смотреть куда-то в газету, в телевизор, на плиту и т. д.
Все это говорит о том — насколько вы готовы его слушать и услышать.
►► СИТУАЦИЯ № 96. Перед вами огорченный или расстроенный ребенок, например, у него забрали машинку. Как выяснить причину обиды, настраиваясь на его «эмоциональную волну»?
Решение. Следует показать ребенку, что вы понимаете его огорчения, настраиваясь на «эмоциональную волну» ребенка. Фраза же, оформленная как вопрос, не отразит сочувствия. Тем более, что ребенок часто на вопрос: «Что случилось?», отвечает — «Ничего».
После каждой реплики хорошо немного выждать, сделать паузу.
Пауза поможет ребенку разобраться в своих переживаниях и почувствовать, что рядом взрослый.
Помолчать хорошо и после ответа ребенка. Возможно, он что-то добавит. Дайте ребенку больше говорить.
В ответе взрослого иногда полезно повторить, что случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство.
Ю. Б. Гиппенрейтер настоятельно рекомендует родителям освоить способы активного слушания.
Можно ожидать следующие результаты:
6. Исчезают, ослабевают отрицательные переживания ребенка (разделенная радость удваивается, разделенное горе становится вдвое меньше).
7. Ребенок убеждается, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: темы повествования (жалобы) меняются, развиваются.
8. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы и приучается сам активно слушать.
9. Изменяются и сами родители, находя в себе больше терпения, меньше раздражаются. Лучше видят, как и почему ребенку бывает плохо.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
7. Психологически принимать ребенка со всеми его трудностями (неуспехи оценивать как временные, к успехам приводит необходимая помощь, а не насилие, упреки, приказы).
8. Дать право ребенку ошибаться и самостоятельно исправлять свои ошибки. Относиться к ошибкам как к закономерному явлению. Важно научить ребенка видеть ошибку, её причину, уметь самостоятельно ее исправить.
9. Включенность ребенка в деятельность — непременное условие продвижения в обучении.
10. Учебные задания должны быть посильными. Опираясь на «зону ближайшего развития», идти в обучении вперед, отслеживая усвоение предлагаемого материала.
11. Должна быть сформирована учебная мотивация, то есть желание учиться.
12. Воспитывать успехом. Старайтесь создать ребенку ситуацию неизбежного успеха в выполнении учебного задания и поощрять даже отдельные элементы действия, активность, наблюдательность, усидчивость и т. д. Ориентируйте ребенка на успех, а не на избегание неудач.
13. Индивидуальный стиль деятельности с точки зрения эффективности обучения может быть в большей или меньшей степени оптимальным. Он формируется под руководством и контролем взрослого (учителя). Поэтому именно от учителя зависит, насколько оптимально ученик будет использовать имеющиеся у него интеллектуальные способности. Например, использование резервов памяти при заучивании стихотворения.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
►► ВОПРОС № 12. Почему необходимо ориентировать обучение на развитие мышления и воображения?
Ответ. Ориентирование обучения на развитие воображения и мышления дает возможность существенно изменить позицию ученика — предоставить ему другие учебные роли: исследователя, организатора своей деятельности. Дети будут активно участвовать в каждом шаге обучения:
- принимать учебную задачу;
- анализировать способы ее решения;
- выдвигать гипотезы;
- подбирать средства для ее решения;
- контролировать, определять причины ошибок. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.
►► СИТУАЦИЯ № 97. Некоторые ученые считают, что чувства проявляются автономно, сами по себе, и не связаны с совокупностью наших процессов.
Выскажите свое мнение по затронутому вопросу. Решение. Мнения могут быть разные. Женевский психолог Клаус Шерер убеждает, что чувства соотносятся с восприятием и суждением, которые придают им смысл. Эмоции не только ощущаются, но и осмысливаются. Связь эмоций и мысли показал американский нейробиолог А. Дамаско. Он наблюдал, как после операции по удалению опухоли мозга изменилось поведение пациента.
В то время как тесты на интеллект дали положительные результаты, обнаружилось нарушение способности при- пимать правильные решения, отличать главное от второстепенного, извлекать уроки из собственных ошибок 11 добиваться цели.
Пациент утратил способность эмоционального реагирования: к картинкам, вызывающим страх, был безразличен. Активная осмысленная жизнь стала для него невозможной.
11 равильное мышление зависит от эмоциональной полноценности.
►► СИТУАЦИЯ № 98. Родители обычно воспитывают своих детей по своему «образу и подобию». Почему? Потому что они все довольны собой.
Почему родители не работают над собой и не заботятся о воспитании своего ребенка, который должен жить в новых социальных условиях?
Решение. Воспитание и самовоспитание — дело хлопотное. 3. Фрейд говорил: «Когда дело доходит до самовоспитания, тут мы не все гении». Не многие родители могут похвастать тем, что проводят с ребенком систематические занятия хотя бы по развитию памяти, логического, творческого мышления и воображения.
Не занимаясь воспитанием ребенка, родители причиняют ему непоправимый ущерб. Но больший ущерб причиняют своим детям те, кто слишком рьяно пытается их «воспитывать» — не обладая психолого-педагогическими знаниями и умениями.
►► СИТУАЦИЯ № 99. В человеческом обществе воспитание ребенка осуществляется на принципах нравственности.
Почему именно принципы нравственности, принятые в обществе, лежат в основе воспитания ребенка? Решение. Нравственность есть истинно человеческая система регуляции, принципы которой противоположны биологическому, аффективно-эмоциональному механизму («делай, что хочется»).
Самые удивительные примеры преданности, самоотверженности и взаимопомощи животных основаны на инстинктах или, может быть, любви, но не на чувстве морального долга, которое, видимо, только людей заставляет желать то, чего не хочется.
►► СИТУАЦИЯ № 100. Ребенок совершил поступок. Вы спросите какой? Хороший или плохой? Даже плохой поступок — это самостоятельность ребенка. И это уже хорошо.
Вы убеждаете его в том, что он плохой и как плохо все то, что он сделал. Это запомнится ребенком и отучит его от самостоятельности, от стремления к Поступку.
Пока ребенок мал, ему нужна положительная оценка взрослого. Пусть с оговоркой, но положительная.
Но вот он подрос — и ему нужна уже его собственная оценка. После того как в 8-12 лет ребенок совершил поступок, не надо спешить с оценкой. Пусть он сам его оценит. Еще не может?
Как помочь ребенку оценить свой поступок?
Решение. Задача взрослого — дать ребенку способы самому осуществить процесс поиска, понимания мотивов своего поведения.
В сложных ситуациях — подсказывать, напоминать. В целом — обучать этому. Проанализируйте один из поступков ребенка сами, вслух, для него. Поставьте себя на его место, рассуждайте за него. Затем за других участников ситуации. Приведите точку зрения и других детей, и взрослых. В следующий раз он уже будет сам участвовать в таком диалоге с вами.
Так можно воспитать привычку к внутреннему диалогу, к сознательному выбору вариантов поведения в сложных жизненных ситуациях. Помните, как учат детей играть в шахматы:
- сначала рассуждает взрослый (один, но вслух);
- затем — вместе с ребенком;
- далее ребенок делает это сам (после хода, во время хода, перед ходом).
Анализ поступка обычно скоро приводит к тому, что ребенок обучается анализировать смысл и последствия поступка заранее.
Это приведет к самовоспитанию личности.
Ребенок должен усвоить смысл самого поступка. По поступку трудно понять, чем руководствовался человек, совершая его. Поэтому важен мотив, важен смысл этого поступка для человека, совершившего его. Одни и те же поступки могут совершаться из разных побуждений и таить в себе разный смысл.
Ребенок должен знать и понимать это.
►► СИТУАЦИЯ № 101. Согласно Л. С. Выготскому, основной психологический смысл кризиса 7-ми лет — это утрата детской непосредственности. В отношениях с окружающими он становится не таким понятным, как раньше. Почему это происходит?
Решение. У ребенка появилась своя внутренняя жизнь, не всегда понятная окружающим (что он думает, что чувствует, переживает).
Изменяется самосознание ребенка: он начинает размышлять, прежде чем действует, пытается оценить свой поступок с точки зрения его результата и пр. Тем самым поведение ребенка перестает быть импульсивным и становится произвольным, управляемым.
Л. С. Выготский подчеркивает возникновение у ребенка обобщенных переживаний. Успехи и неуспехи приводят к формированию чувства неполноценности или полноценности, собственной значимости, умелости, компетентности. Рождается социальное «Я».
Дети, не прошедшие кризиса начала школьного обучения (7 лет), по сути, еще являются дошкольниками. Дети, преодолевшие кризис со всеми его потерями и приобретениями, готовы вступить в новый возрастной этап.
Это может быть в 6-7 лет, исходя из особенностей психофизиологического развития, характера социального окружения, особенностей воспитания и т. д.
►► СИТУАЦИЯ № 102. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений ребенка с окружающими людьми.
Благодаря каким новообразованиям возраста это происходит?
Решение. Центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:
9. новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятель?тости;
10. внутренний план действия;
11. рефлексия;
12. ориентация на группу сверстников.
►► Ситуация 103. В период обучения в начальной школе ребенок, познавая окружающий мир и себя в этом мире, имеет большие возможности для развития своей личности. Развитие каких качеств наиболее благоприятно в этот возрастной период?
Решение. Младший школьный возраст сенситивен для развития:
5. познавательных потребностей мотивационной сферы личности;
6. навыков и умений учебной деятельности;
7. навыков самоконтроля и саморегуляции;
8. адекватной самооценки, критичности но отношению к себе и окружающим;
9. нравственной сферы личности как единства сознания, чувств и поведения;
10. навыков общения со сверстниками и установления прочных дружеских контактов.
►► СИТУАЦИЯ № 104. Нередко возникает ситуация, когда ученик не успевает, не справляется с учебной нагрузкой. И такой ситуации часто «вина» ложится на ребенка: не- ипимателен, не выполняет вовремя задания и др.
А что мог не учесть сам учитель?
Решение. Взрослый может быть виноват лишь в «немногом»: он не определил зону ближайшего развития ребенка, пространство его сегодняшних возможностей, не учел ('го самочувствия в учебной деятельности. Зона ближайшего развития для каждого ребенка индивидуальна. И не всякий ребенок попадает в «усредненную» зону развития для определенного возраста. И результат обучения и самочувствия ребенка, и его межличностные отношения могут быть разными.
►► СИТУАЦИЯ № 105. Есть возрастные периоды, когда желание настоять на своем, сделать наперекор другим (особенно взрослым) усиливается. Это связано с кризисом возраста. В младшем школьном возрасте: кризис — 7 лет, в это время желание делать по-своему, самостоятельно настолько сильно, что любые действия со стороны взрослых, противоречащие его намерениям, вызывают реакцию протеста.
Родители в этих ситуациях чувствуют растерянность и беспомощность, не зная как себя вести. Либо уступают под напором ребенка, либо, наоборот, вступают в противоборство, противостояние.
Замечено, что порог терпимости у разных родителей разный: для одних такое противостояние — лишь мелкое неудобство, для других — невыносимо.
Как можно перейти от противоборства к взаимопониманию?
Решение. Нередко, увлекшись борьбой с упрямством, родители перестают видеть ребенка, увлечены только своей целью доказать свою силу, ум, старшинство и т. д., заставить ребенка понять, что родителей надо слушаться.
Для решения подобных ситуаций необходимо уточнить, что вкладывается родителями в понятие «упрямство». Может иметь место непонимание. Под упрямством могут пониматься невнимательность, утомляемость, заторможенность, закомплексованность, неуверенность или возбудимость, гиперактивность и др. Может присутствовать смешение настойчивости, целеустремленности с упрямством, привычка к самостоятельности, инициативности и т. п.
Уточнив понятие, необходимо учесть возрастные особенности, частоту и интенсивность упрямства, когда и в каких ситуациях ребенок упрямится, становится несговорчивым, что этому предшествует.
Возможно, ребенок заявляет о себе, о своих желаниях, чувствах в форме нежелания (упрямства).
Важно выяснить желания ребенка. Часто родители не представляют, что чувствует ребенок, когда его заставляют что-то делать. Он может ощущать беспомощность, ненависть, жалость к себе, обиду, страх. В этом случае происходит столкновение двух упрямств: родителя и ребенка.
В таких случаях родителю полезно вспомнить свой собственный детский опыт. Какие чувства были в такие периоды детства? Что хотелось сделать? Такие воспоминания позволяют лучше понять своего ребенка.
Поняв бессмысленность, неэффективность позиции противостояния, нужно повернуться лицом к ребенку и перейти на позицию взаимопонимания. Выяснить мотивы и причины, определяющие поведение ребенка. Так произойдет переход от противостояния к диалогу. Ребенок сразу почувствует доброжелательность родителя, что его хотят понять.
За «не хочу» часто кроются опасения (нужна поддержка), страхи (не делает того, что вызывает затруднение) и желания, которые трудно осознаются ребенком.
►► СИТУАЦИЯ № 106. Надя (7 лет) что-то хочп к 1.н вместе с мамой, но непонятно, что именно. При ним |>< бенок капризничает, раздражается.
Каким должно быть поведение мамы?
Решение. Мама должна предложить Наде- меренщ. п.. можных совместных занятий. «Ты сейчас хочеип. ищи совать со мной, послушать сказку или что-то еще? •
Даже при неполном перечне пожеланий Илдн..... ли
что мама интересуется ее мнением, хочет моим I к м мин дочери.
В процессе диалога желание ребенка обычно кот |м ш н руется. Обсуждается его реализация: сразу ш и ш ■ и | некоторое время, а может быть в модифицпроилши».м м де, в замещающей деятельности или только и причин» мечтах: «Как здорово, когда...», «Хорошо, что у м ои п I такое желание».
А. С. Макаренко подчеркивал, что истинным < м> и ' ч«ловеческой жизни есть завтрашняя радость, но ммч и I нужно трудиться, жить...
►► СИТУАЦИЯ № 107. В качестве мотива учсС..... к
тельности школьника могут быть устанонкп (>........
ло — установка на успех во что бы то им ста/ю,..........
вестной песне: «... нам нужна одна победа, о/мы 11.1 ш < мы за ценой не постоим!» А возможна устлнот.1 п.* м бегание неудачи — не получить «двойку», гоп м. \ 1 м •
ся как в афоризме: «Главное — не побеждл п.,.1 \ч.
вать».
Как будет осуществляться учебная дпмг п.нош школьника и развитие его личности и наши ими» ш < этих установок?
Решение. Учащиеся с установкой па успех при ш • \ *
туациях, что бы ни случилось, ни за что не гд... 1
ник, старающийся избегать неудач, хорошо учиты и 1
будет и в будущем больших профессионпчьны...........
не достигнет.
►► СИТУАЦИЯ № 108. Ваня (9 лет) смотрит по сторонам, мечтает о компьютерных играх, дома все время сидит перед телевизором, уроки делает под нажимом. С лица его не сходит улыбка. Ваня улыбается всегда, и когда его ругают, и когда ставят двойки. Только при виде отца с ремнем моментально становится серьезным. Но ненадолго. Родители говорят: «Ему совершенно наплевать на оценки, на то, что о нем думают!»
Так ли это в действительности? Почему через два года учебы налицо такой результат?
Решение. Улыбки улыбками, но лицо Вани не походит на лицо счастливого мальчика. Это маска, под которой живет страх. Выясняется, что в первом классе Ване с трудом давались письменные уроки. Мама раздражалась. В результате при одном упоминании о школе ребенок входил в транс. К третьему классу патологическая реакция страха стала у него привычной.
Но то, что мальчик хорошо и с удовольствием выполнял задания, не связанные со школой, говорит о том, что у него внушенный страх школы, возникший в начальный период обучения.
►► СИТУАЦИЯ № 109. Витя (7 лет), мальчик старательный и аккуратный, слушал учителя внимательно. Он хорошо переписывал упражнения с доски. И все, что нужно скопировать, он выполнял хорошо. А там, где требуются умственные усилия, он испытывал затруднения. Вместо того чтобы понять текст, дословно его заучивал. Вместо решения задачи ждал, когда можно было просто списать ее решение.
С чем может быть связана такая интеллектуальная пассивность ученика?
Решение. Обычно так происходит, когда у ребенка маленький запас интеллектуальных впечатлений. Родители мало уделяли внимания детской любознательности. Они не всегда отвечали на детские вопросы, не побуждали ребенка к новым вопросам. Не побуждали его к самостоятельному поиску ответов. Именно в этих поисках и заключен основной путь развития. Необходимо срочно ликвидировать данные пробелы развития интеллекта Вити.
►► СИТУАЦИЯ № 110. Вика (7 лет) — девочка, склонная к демонстративности. Когда речь заходит о домашних заданиях, начинается упрямство, вредничанье, а то и вызывающее поведение. Угрозы и наказания эффекта не дают.
В чем истинная причина нежелания девочки выполнять домашние задания?
Решение. Таких бунтующих, как Вика, следует окружить теплом и заботой. Даже если, казалось бы, этим ребенок не обделен. У них повышена потребность в ласке.
Когда Вика делает уроки, необходимо подвинуться к ней поближе, погладить по головке, пошептать на ухо что- нибудь ласковое и ободряющее. Вике нужна не столько реальная помощь, сколько открытое выражение радостных чувств. Впоследствии можно будет просто пообещать, что после того как будут сделаны уроки, мама вместе с дочерыо займутся чем-либо интересным.
Одна девочка очень образно выразилась: «Когда все нормально, мама меня не замечает. У нее слишком много дел».
►► СИТУАЦИЯ № 111. Мама Коли говорит, что она по- разному пробовала воздействовать на сына, чтобы он вовремя делал уроки. «Не сделаешь уроки, — говорит мама, — не будешь играть в компьютер». А он ей: «Ну и не надо! Обойдусь!» «Он без всего может обходиться», — говорит мама.
Как маме выходить из данной ситуации?
Решение. Избалованные дети более требовательны. Иначе они не были бы избалованными. Когда мама запрещает ему включать компьютер, Коля играет в игрушки, смотрит телевизор, идет гулять. Т. е. ребенок все равно развлекается, и родители это допускают. В результате, они своего не добиваются. А ребенок — непобедим.
Но если родители проявят последовательность, все быстро встанет на свои места.
И необходимо внушать ребенку, что учится он не для родителей. Ученики начальных классов очень трепетно относятся ко всему, что связано со школой, с учителем. И сказать перед всеми, что не выучил урок, им страшнее, чем старшему школьнику. Последствия собственной безответственности сыграют свою роль. Но в начальных классах, конечно, нужно контролировать качество выполнения домашних заданий.
Необходимо настраивать ребенка на то, что если он будет внимательно слушать объяснения учителя, большую часть устных уроков ему удастся выучить уже в классе и дома не придется тратить время.
►► СИТУАЦИЯ № 112. В мотивации на успешность ребенка в учебной деятельности большая роль принадлежит учителю.
Какие действия учителя способствуют той или иной мотивации ребенка на учебу?
Решение. Действия учителя могут быть ориентированы:
QQ. на избежание неудач:
XI при сравнении достижений одного ученика с достижениями других («не хуже других»);
XII при жестком контроле, когда помощь оказывается в виде приказа, навязывания своего мнения;
XIII при объяснении неудачи отсутствием способностей. Или говорят: «Тебе, наверное, повезло, вопрос достался легкий»;
RR. на достижение успешного результата:
XIV принимается в расчет зависимость успеха от прилагаемых усилий;
XV при развитии самостоятельности и инициативы ученика;
XVI объяснение неудач недостатком приложенных усилий. При хорошей оценке говорят: «Молодец, хорошо поработал».
Сформированная таким образом в детстве мотивация избегания неудач или достижения успеха будет пронесена через всю жизнь.
Родителям младшего школьника следует:
XVII учить детей задавать вопросы не только другим, но, прежде всего, себе. Необходимо, чтобы ребенок не ждал готового ответа, а находил его сам. С этой целью взрослый своими вопросами побуждает ребенка задавать себе вопросы. Например: «Тебе все ясно?..», «А что значит это?», «А как бы ты ответил на такой вопрос?» Важно научить ребенка пользоваться справочной литературой: словарями, справочниками, энциклопедиями и пр.;
XVIII показывать ребенку ценность знаний, образования, культуры человека. Надо формировать культ интеллекта. Всякие знания приносят пользу, только одни — сегодня, а другие — завтра.
Культ интеллекта должен пронизывать все: семейные чтения, создание семейной библиотеки, посещение музеев и выставок, интеллектуальные беседы, дискуссии, споры обо всем на свете.
Книги должны иметь приоритет перед телевидением. Заинтересовать ребенка просмотром программ научнопознавательного характера: о живой природе, о путешествиях, об исторических памятниках культуры, искусства, о мироздании в целом.
►► СИТУАЦИЯ №' 113. Как ни уговаривали Дениса, чтобы он постригся, ничего не помогало. Но вот сторож сказал: «Денис, тебе надо постричься». И он постригся.
С чем может быть связано разрешение этой ситуации? Решение. В этой ситуации сторож оказался референтной личностыо для Дениса. В отдельных ситуациях воспитания следует задуматься о том, кто из других людей может помочь разрешить возникшую проблему: моряк, офицер, дантист, спортсмен, артист и так далее. Кто может быть референтной личностью для ребенка в данной ситуации воспитания?
►► СИТУАЦИЯ № 114. Лева, когда ему было 9 лет, заявил маме, что ему нужны деньги и он хочет найти работу.
Что должна ответить мама: «Девятилетних детей на работу не берут» или: «Я понимаю тебя, твои проблемы»?
Решение. Второй ответ не «отнимает» надежду, не приведет ребенка к разочарованию.
В такой ситуации Лева может взять телефонный справочник и позвонить директорам фирм, которые скажут об условиях приема на работу, о возрасте и так далее. Что настроит ребенка на перспективу радостного достижения. Родители не должны лишать ребенка такого опыта!
►► СИТУАЦИЯ № 115. Саша твердо обещает маме: приду с прогулки в назначенный час, приготовлю все уроки. Но в назначенный час Саша не возвратился домой и уроков не приготовил.
Искренне ли он давал свои обещания маме? В чем причина невыполнения обещаний Саши?
Решение. Саша давал свои обещания искрение. Нельзя считать, что невыполнение обещаний связано с его злой волей, с его пренебрежением к маме, которой он давал обещания.
Причины невыполнения обещаний могут быть разные. Желая, чтобы его оставили в покое, обещает, не собираясь его выполнить. Или в тот момент, когда давал обещание, был чем-то увлечен, плохо осознавал, о чем идет речь. Обычно обещания ребенка необходимы в тех случаях, когда ему приходится отказываться от приятных для него занятий («хочу») во имя необходимых («надо»).
При иесформированности соподчинения мотивов ребенок может не выполнять своих обещаний, его желания превалируют над мотивами «надо», когда увлечен интересным для него делом. Не нужно видеть в этом злонамеренную уловку.
►► СИТУАЦИЯ № 116. Родительница сокрушается: «Мой Витя все может убирать быстро и как следует — не придерешься. Но пока не напомнишь, не скажешь много раз, так и будет сидеть в беспорядке. И ему ничего, для него никакого беспокойства».
Как же это можно объяснить?
Решение. У ребенка сформированы умения и навыки аккуратного выполнения, но не привычка к аккуратности. Только привычка включает в себя потребность в реализации умений и навыков и в создании определенной обстановки для своей работы, игры.
Ребенок ведет себя так или иначе не потому, что он не умеет осуществлять то или иное действие, а потому, что он не может не осуществить его; иначе у него возникает внутренний дискомфорт.
►► СИТУАЦИЯ № 117. Американский учитель не проявляет никаких эмоций в отношениях с учеником. Это в какой-то мере стабилизирует внутреннюю среду в школьном коллективе: ученики чувствуют себя более спокойно. У них нет боязни того, что за неправильный ответ или за неподготовленное задание на них могут повысить голос, отчитать перед всем классом. Но это лишает их какого- либо контакта между учителем и обучаемым. Роль учителя нивелирована. Он не ведет никаких душевных разговоров ни с учениками, ни с их родителями. Он не может говорить с ними ни о чем, кроме того предмета, который он преподает.
Выскажите свое отношение к такой системе обучения. Что могло повлиять на учащение случаев убийств детей детьми?
Решение. Дети в американской школе очень одиноки. Учитель не является для них ни другом, ни наставником, ни советчиком. Сами учащиеся между собой очень разобщены. А в обширном потоке информации детям трудно выбрать правильные книги, нет помощи в выработке вкуса, да и получение знаний никем не подстегивается. Интеллектуальное голодание и узость в общении ведут к большому количеству подростковых депрессий. Тут и наркотики, тут и оружие. Все юные убийцы, плача в полиции, утверждали одно: им не с кем было поговорить. Психологи считают, что современная школа опасна для психики ребенка и подростка.
►►