Моральное стимулирование – это разновидность стимулирования, регулирующая поведение объекта управления на основе использования предметов и явлений, специально предназначенных для выражения общественного признания и способствующих повышению или же снижению его престижа (благодарности, грамоты, доски и книги почета, различные звания, медали, ордена, замечания, выговоры и т.д.). В данном случае в качестве предмета потребности выступают все ценности и явления, способствующие повышению или снижению престижа, авторитета объекта управления в общественном мнении [9, с. 40].
Для эффективного применения моральных стимулов необходимо:
- наличие положения о статусах морального поощрения и знание их
работниками;
- шире использовать разнообразные формы морального поощрения в интересах развития творческой инициативы и активности;
- моральное поощрение подкреплять мерами материального стимулирования, обеспечить правильное взаимодействие материальных и моральных стимулов, непрерывно их совершенствовать в соответствии с новыми задачами, изменением в содержании, организации и условиях труда;
|
|
- о каждом моральном поощрении работника широко информировать трудовой коллектив;
- вручать награды и объявлять благодарности в торжественной обстановке;
- поощрять работников своевременно – сразу после достижения
определенных успехов в труде;
- развивать новые формы поощрения и устанавливать строгую моральную ответственность каждого работника за порученное дело;
- анализировать действенность стимулирования;
- точно соблюдать установленный порядок внесения записей о поощрении в трудовые книжки работников [11, с. 103].
Таким образом, руководителям выгодно удовлетворить или создать все условия для удовлетворения низших потребностей (высокая заработная плата, предоставление страховки, забота о здоровье), чтобы получить в свои руки самые сильные стимулы - внутренние.
3. Сущность и функции заработной платы, основные принципы организации оплаты труда.
Заработная плата – совокупность вознаграждений в денежной или натуральной форме, полученных работником за фактически вы-полненную работу, а также за периоды, включенные в рабочее время.
На практике заработная плата принимает форму тарифных ста-вок, окладов, премий, гонораров, комиссионных вознаграждений и т.д.
Для работника заработная плата – основная статья дохода, сред-ство повышения благосостояния, как его самого, так и членов его се-мьи. Для работодателя заработная плата – элемент затрат на произ-водство.
Сущность заработной платы проявляется в ее функциях:
1) удовлетворение потребностей человека;
2) воспроизводство рабочей силы;
3) формирование платежеспособного спроса населения;
4) обеспечение единства критерия для всех работников, участвующих в распределении 5) общественного продукта в личное потребление;
6) материальное стимулирование;
7) измерение затрат живого труда;
8) социальная (заработная плата стимулирует формирование и развитие отношения людей к труду как к жизненной потребности).