Структура сознания:
- чувственно-эмоциональный уровень: первичные восприятия («поток сознания»), еще не осознанные, не обработанные мышлением и невыраженные словами («не вербализированные»);
- абстрактно-дискурсивный уровень – логическая обработка (упорядочение) чувств, осознание воспринятого и его изъяснение (вербализация, словесное выражение);
- интуитивно-волевой уровень – синтез целого, в том числе путем домысливания недостающего, и выработка линии поведения.
Кроме того, в сознании выделяют, память, аксиологическую (ценностную) матрицу, регулятивные (определяющие поведение) принципы, воображение и т.д.
Функции сознания: воспринимать, хранить, обрабатывать, ориентировать в действительности, помогать осмысливать и рассуждать-высказываться.
С конца XIX в. огромное внимание уделяется анализу бессознательного (особенно в психоанализе Фрейда и его последователей). Бессознательным называют психические и иные душевные процессы, происходящие в нас помимо нашего сознания (до и вне его), но при этом оказывающие влияние на сознание и поведение. Лучшим материалом для исследования бессознательного считаются спонтанные поступки, шальные мысли, сны, оговорки и другие деяния, неконтролируемые, частично контролируемые или вырвавшиеся из-под контроля сознанием. В области бессознательного ищут объяснения многих явлений личной и общественной жизни, кажущиеся нелогично-абсурдными, в том числе истоки психозов и маний, бунтов и революций.
|
|
Самосознание – способность осознавать самого себя, анализируя 1) собственный внутренний мир и 2) свое поведение. Самоуглубление в свои чувства и мысли называется «рефлексией». Самосознание предполагает:
- выделение самого себя (своего Я) в качестве самостоятельного субъекта из целостного мира;
- выявление взаимосвязей Я с другими частями действительности и реальностью в целом, осознание своего места в мире и обществе;
- соотнесение своих идеалов, ценностей, интересов, побудительных мотивов поступков и их последствий, а также сопоставление амбиций и реальных способностей;
- постоянный самоконтроль и максимально беспристрастную самооценку, как бы с позиций внешнего наблюдателя.
Чем лучше человек осознает себя, тем проще ему отличать, что в его сознание привнесено им самим, а что объективной реальностью.