Деньги - один из наиболее важных элементов любой экономической системы. На вопрос «что такое деньги?» можно ответить так: «деньги - это вещь, которую всегда можно обменять на любую другую вещь». Однако этот же вопрос, заданный в другом аспекте, например, «что такое деньги как экономическая категория?», вызывает большие трудности с ответом. Ответы могут быть следующими: «деньги - это знак обмена»;
«деньги- это всеобщий товар-эквивалент»;
«деньги - это продукт соглашения людей»;
«деньги - это средства платежа, измерения стоимости, накопления».
Как историческая категория деньги являются продуктом цивилизации. При общественном разделении труда начал происходить постоянный обмен продуктами труда, т. е. движение товара от одного производителя к другому. Это потребовало соизмерения разных по виду, качеству, форме и назначению товаров, т. е. эквивалентности.
Соизмерение разных товаров требует единой основы. Такой основой для всех товаров является стоимость. Следовательно, сущность денег характеризуется в определении цен, выражающих стоимость товаров, а стоимость товаров - это общественные затраты труда на их производство. В связи с тем, что затраченный труд на производство отдельного товара разный, то и товары имеют различную стоимость. Так появилось понятие меновой стоимости, т. е. способности товара обмениваться на другие товары в определенных пропорциях.
Итак, к предпосылкам появления денег относятся:
1. Переход от натурального хозяйства к производству товаров и обмену товарами.
2. Возникновение имущественной независимости собственников, производящих продукцию.
3. Соблюдение эквивалентности при обмене.
Следовательно, экономическая сущность денег заключается в том, что это - специфический товарный вид, с натуральной формой которого сочетается функция всеобщего эквивалента. Таким образом:
деньги - это товар, стихийно выделившийся в процессе исторического развития товарного производства и обмена;
деньги - это особый привилегированный товар, играющий роль всеобщего эквивалента;
деньги - это механизм, разрешивший противоречия между потребительной стоимостью и стоимостью.