Профессиональное театральное образование в России: вторая половина XVIII столетия

30 августа 1756 года от имени императрицы был дан указ правительствующему Сенату: «Повелели Мы ноне учредить Русский для представления трагедий и комедий театр, для которого отдать головкинский каменный дом, что на Васильевском острову, близ кадетского дома. А для оного повелено набрать актеров и актрис: актеров из обучающихся певчих и ярославцев в кадетском корпусе, которые к тому будут надобны, а в дополнение еще к ним актеров из других неслужащих людей, также и актрис приличное число… Дирекция того театра поручается от нас бригадиру Александру Сумарокову».

На сцене первого профессионального «Российского театра» появился новый исполнительский тип художника-артиста, который должен был обладать высокой культурой, знаниями и техникой сценического мастерства. Нужно было учиться владеть определенными речевыми, пластическими и мимическими приемами для воплощения драматического смысла, драматургического замысла и идеи, которые требовалось донести до публики.

Новая драматургия, в отличие от пьес-сценириев школьного театра, становится автономным литературным жанрам и создается по правилам драматического искусства. Религиозная проблематика еще доминирует в трагедии, но она становится светским жанром, изображающим «реальных» людей, исторических личностей в драматургических персонажах. Душевная страстность, эмоциональность были заключены в рамки образцовой формы их сценического воплощения.

Теория классицизма в лице драматурга и первого директора театра А.П. Сумарокова особое внимание уделяла созданию идеального актерского амплуа – трагику, исполнителю высоких человеческих страстей монархов, и особ царственного происхождения. Представлять человека величественно, торжественно, идеально, подражая «прекрасной природе» и тому эталону «каким человек должен быть». Исполнительский темперамент актера-оратора, увлекающий зрителей страстной и выразительной речью, требовал гражданского пафоса. Техника трагического актера, характерная торжественной напевностью речи, величественной и «широкой» жестикуляцией, плавными, грациозными движениями, танцующей походкой, была неимоверно сложна и требовала не простой «природы», но колоссальных личных затрат в деле «украшения искусством».

Прибыв в конце января 1752 года в Царское Село, по личному вызову императрицы Елизаветы Петровны, ярославские «охотники» продемонстрировали не только свои «превеликие способности» и «природную» игру, но и «весьма украшенную искусством» сценическую манеру (по отзывам современников). В состав знаменитой ярославской труппы «охочих комедиантов», прошедших выучку школьным театром, входили будущие знаменитости Российского театра. Бывший семинарист Нарыков, умевший играть и героинь, и ангелов, и юных царевичей, стал на подмостках театра первым русским трагиком под псевдонимом Дмитревский, а бывший ярославский цирюльник Яков Шумский обрел амплуа блистательного комика.

Выходцы из «среднего» мещанского сословия, «разночинцы» своим талантом, трудом и преданностью делу, «занимательному и поучительному», получили доступ в элитарное высшее учебное заведение – Шляхетный корпус, где их обучали «представлению трагедий».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: