Функциональная структура жилой зоны

Жилую зону подразделяют на следующие функциональные тер­ритории: жилые, общественные и транспортные.

Жилые территории включают жилые дома с участка­ми для них, помещениями для скота и других хозяйственных нужд, садово-огородные участки.

Общественные территории состоят из общественных зданий и сооружений с участками при них, садово-пар­ковых территорий, спортивных комплексов, скверов и бульваров.

Транспортные территории имеют в своем составе

 
 


площади общественного центра, главные и обычные жилые улицы, застроенные и незастроенные проезды.

Прочие незастроенные территории при их озеленении и ис­пользовании для отдыха населения включаются в общественную функциональную часть.

ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА ЖИЛОЙ ЗОНЫ

Планировочной структурой называют деление жилой зоны на части, самостоятельные по организации, но одинаковые по функциональному назначению, — структурно-планировочные единицы и порядок их размещения.

Структурно-планировочная единица — это такое жилое обра­зование (часть территории жилой зоны), в котором за основу взяты практические потребности населения в удобстве жизни, быта и культурно-бытового обслуживания.

Планировочная структура населенных мест образована по сту­пенчатой системе. В каждой структурно-планировочной единице более высокого порядка создаются структурно-планировочные единицы меньшего порядка. Число ступеней зависит от числен­ности населенного места (рис. 34).

Наименьшая структурно-планировочная единица предполага­ет организацию зоны первичного обслуживания населения, кото­рая необходима в минимальной близости к жилым домам. Преж­де всего это площадки для детей дошкольного возраста: самых маленьких (до года) в колясках и с родителями; от года до трех лет, оборудованные скамейками для родителей и песочницами для детей; от трех до семи лет с песочницами, устройствами для

лазания и катания; для детей младшего школьного возраста с участками для коллективной игры в мяч. Эти площадки необхо­димо устраивать в безопасных, вдали от транспорта, местах, раз­мером, обеспечивающим сбор минимального числа ровесников в целях нормального их развития. Кроме того, на этих площадках организуют места тихого отдыха для взрослых — затененные уголки для чтения, игры в шахматы, домино. Эта зона первично­го обслуживания должна находиться на расстоянии не более 200 м от самого удаленного входа в жилой дом. Миром малышей и пенсионеров можно назвать территорию для отдыха в первой структурно-планировочной единице размером 0,3...0,5 га, где зеленые насаждения должны занимать не менее 50 % территории (рис. 35).


Структурно-планировочная единица первого порядка определяется как первичный жилой комплекс. Население первичных жилых комплексов зависит от типов застройки и может составлять от 200 до 500 чел. Территория первичной структурно-плани­ровочной единицы не должна пересекаться улицами. На ней лишь предусматривают местные проезды и подъезды к жилым домам. Улицы являются границами первичных жилых комплексов.

Несколько первичных жилых комплексов объединяются в структурно-планировочные единицы второго порядка — микро­районы. Численность населения микрорайона в сельских насе­ленных местах может быть от 500 до 1000... 1500 чел., то есть сельский населенный пункт может состоять из одного-двух пер-

 
 


вичных жилых комплексов — микрорайона. Средние сельские населенные пункты с населением 1...2 тыс. чел. могут состоять из одного-двух микрорайонов (рис. 36).

Численность населения микрорайона для городов, рабочих поселков и поселков городского типа принята 4...6 тыс. чел. при застройке секционными домами.

Территория микрорайона не должна пересекаться главными и магистральными улицами. В этом случае в микрорайоне создает­ся спокойная и безопасная, то есть наилучшая, обстановка для проживания людей. Микрорайон имеет общественный центр, где размещают учреждения повседневного пользования, сад с пло­щадками для отдыха и спорта, обеспечивающими общение боль­шого числа детей и взрослых недалеко от жилых домов, состав­ляющих микрорайон, первичных жилых комплексов.

Миром подростков в микрорайоне можно назвать сад. Здесь предусматривают площадки для шумных аттракционов и игр детей, спортивные площадки, которые удалены от жилья на рас­стояние, обеспечивающее тишину в жилых домах.

Несколько микрорайонов населенного места объединяют в жилой район. Размер жилого района определяют радиусом обслу­живания населения учреждениями периодического пользования. Эти учреждения размещают на площадях районных обществен­ных центров. В районах созда­ют сады или парки со спортив­ными сооружениями. Жилые районы ограничены главными • улицами и крупными транс­портными магистралями, есте­ственными рубежами.

Несколько жилых районов составляют территорию круп­ных населенных мест с главной площадью общественного цент­ра, на которой размещают уч­реждения эпизодического поль­зования. В наиболее удобном и красивом месте предусматрива­ют центральный парк культуры и отдыха, спортивный ком­плекс для обслуживания жите­лей всего населенного места.

В сельских населенных мес­тах наиболее крупной планиро­вочной единицей является микрорайон. Средние (200... 1000 чел.) сельские населенные места могут состоять только из


 
 

Рис. 37. Поселок — первичный жилой комплекс с населением 40...50 чел. и участками при доме по 0,5...0,6 га:

1 — жилые дома; 2, 3, 4— площадки для отдыха; 5 — спортивная площадка

первичных жилых комплексов, а малые (до 200 чел.) — из одного первичного жилого комплекса (рис. 37).

Первичные жилые комплексы застройки усадебными одно-двухквартирными, блокированными трехквартирными и более домами аналогичны друг другу. Территория их зависит от разме­ра приусадебного или приквартирного участка (рис. 38).

Первичные жилые комплексы застройки секционными дома­ми образуются группой домов с внутренним двориком — зоной первичного обслуживания населения (см. рис. 33,а), в которой наряду с площадками для отдыха детей и взрослых предусматривают некоторые хозяйственные площадки: для сушки белья, для чистки мягкой мебели и ковров, для мусоросборников и озеле­ненные для выгула собак (рис. 39).

Составными частями наименьшей структурно-планировочной единицы являются структурно-планировочные элементы: жилые дома, проезды, озелененные участки отдыха. В первичных жилых комплексах жилые дома с участками или усадьбами при них объединяют в кварталы жилой территории.

В первичных жилых комплексах сельских населенных мест, те участки при доме составляют 0,06...0,15 га и более, зоны первичного обслуживания окружают в основном простыми квар-


талами с двух-, трех- и четырехсторонней застройкой (см. рис. 35).

Малое сельское населенное место с населением до 50 чел. может быть представлено как зона первичного обслуживания всего населения, окруженная кварталами с односторонней за­стройкой домами усадебного типа с участками 0,15...0,25 га и более (см. рис. 37, 38).

АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕННОГО МЕСТА

Архитектурной композицией называют такое сочетание и вза­имосвязь всех элементов архитектурного, а в данном случае гра­достроительного сооружения, которые в результате создают за­конченность и целостность его. Архитектурная композиция не ограничивается лишь эстетической стороной. Ее задача — приве­дение к единству функциональных, технических, экономических, экологических и эстетических требований.

Следует отметить также, что термин «композиция» применя­ют не только к произведению или его проекту в целом, но и к отдельным его частям: улицам, кварталам, центру, подцентру, территориям отдельных учреждений общественного назначения.

К важнейшим средствам архитектурно-планировочной композиции относят единство, соподчиненность, масштаб, масштаб­ность, пропорции (пропорциональность), ритм (ритмичность), симметрию.

Единство — это объединение всех компонентов в единое целое для достижения определенной цели — гармонии, единого впечатления от согласованности всех художественных средств.

Соподчиненность — основная архитектурно-композиционная задача при создании архитектурно-градостроительного произве­дения. Состоит в определении соподчиненности элементов насе­ленного места, выявлении главных из них и подчиненных. Соподчиненность иногда называют также сложным единством. На­пример, главной улице поселения подчинены второстепенные, в свою очередь, направление главной улицы подчинено общественному центру и т. д.

Масштаб — степень уменьшения размеров земельного участ­ка, территории, какого-либо объекта при нанесении его на карту или чертеж. В архитектурной композиции масштаб или архитек­турный масштаб отражает особенности композиционного по­строения, зависящие от размеров отдельных частей сооружения и их отношения к сооружению в целом.

Архитектурный масштаб определяется соотношением объекта (здания или сооружения) с окружающей средой и соразмернос­тью его человеку. Он зависит от общего впечатления, производи­мого архитектурным произведением на человека. Например, об-

щественные здания меньше по объему, нежели многоэтажные дома, но они производят впечатление главных элементов, по­скольку решены более крупными членениями, то есть крупно­масштабно, нежели жилые дома, которые из-за мелких деталей (балконы, лоджии, окна) имеют мелкий масштаб. Поэтому поня­тие «масштаб» в архитектуре не отождествляют с физическими размерами объекта.

Масштабность — важнейшее средство архитектурной компо­зиции. Оно определяет такое соотношение размеров частей, чле­нений и деталей архитектурного сооружения, которое гармонич­но сочетается с размерами человека и окружающей средой. В планировочной (градостроительной) практике существует поня­тие масштабности планировочных элементов — кварталов, про­ездов, площадей, застройки зданиями того или иного типа. На­пример, небольшое здание сельской администрации на площади в 1 га или более будет выглядеть потерянным; крупная скульп­турная композиция для площади, помещенная в жилом замкну­том дворе, будет немасштабной (несоответствие масштаба здания окружающей среде).

Пропорции (пропорциональность) в архитектурно-планировоч­ной композиции означают соразмерность, соотношение между архитектурным сооружением в целом и его частями, между от­дельными частями и их элементами в целях достижения вырази­тельности сооружения. Как известно, пропорции в математике — это численное сравнение двух однородных величин или число, характеризующее это сравнение. Являются ли пропорции резуль­татом только интуиции или вкуса архитектора? Многие исследо­ватели начиная со второй половины XIX века искали ответ на этот вопрос. Основу их исследований составлял поиск общих законов пропорциональности. Одни считали основой пропорци­ональности архитектурных сооружений треугольники с опреде­ленным отношением сторон, другие — так называемые «динами­ческие прямоугольники», третьи связывали пропорции с геомет­рией круга.

Но самой популярной является теория пропорциональности, связанная с размерами человеческой фигуры. Отношения между различными частями фигуры человека издревне считают самым прекрасным в природе. Эллины знали его, оно описано у вели­кого математика Евклида. Это отношение Леонардо да Винчи назвал золотым сечением. Система пропорций знаменитого ар­хитектора XX века Ле Корбюзье, названная им «модулор», также связывает строительные размеры с размерами человеческой фи­гуры и ее частей.

Происходит это, видимо, из особенностей психологии челове­ка, стремящегося не к монотонности и повторяемости, а к раз­витию, динамике, совершенствованию.

Ритм, или ритмичность, означает такт, стройность. Он выражается закономерным чередованием отдельных элементов и форм, сравнимых по характеру, создающих определенную их взаимосвязь. Ритм — средство приведения к единству многообразия форм, сочетания всех элементов между собой в определен­ных найденных отношениях, в определенном порядке их распо­ложения и чередования. Ритмически повторяющиеся элементы называют единицей ритма или ритмическим акцентом; проме­жутки между ними — интервалом ритма. Простейшим видом ритма является повторение одной и той же простой формы через одинаковые интервалы. Такой вид ритма называют метрическим рядом. Если элементарная форма повторяется с разными интер­валами, или сложная форма, имеющая свое ритмическое постро­ение, повторяется с одинаковыми или разными интервалами, то такой более сложный вид ритма называют ритмическим рядом.

Ритм также придает сооружению, планировке динамичный или статичный характер. Сгущая отдельные детали, элементы в одном месте и разрежая их в другом, можно выделить центр композиции. Ритмичность в архитектурно-планировочных ком­позициях не является чисто эстетической категорией, поскольку определяется еще и конструктивной, и типологической основой вооружений.

Исключительно крупный масштаб ритмические построения приобретают в планировке (градостроительстве), где они созда­ются группировкой и взаимоположением многих зданий.

Симметрия — это явление характерно как для органической, так и для неорганической природы. В архитектуре распростране­но очень широко. Практически в любом архитектурном сооруже­нии мы встречаем наличие симметричных построений. Помимо симметричных композиций имеют место композиции, основан­ные на асимметрии. Обе названные закономерности чрезвычай­но широко применяют по всей области планировочных решений градостроительства. Как правило, для построения асимметрич­ных композиций требуются более контрастные отношения. Но главное для обоих этих приемов — необходимость последователь­ного доведения их до абсолютно четкого проявления основного принципа, а именно: симметричная композиция должна быть строго симметричной, а асимметричная — явно асимметричной. Ми в коем случае не должно быть «полусимметрии», что воспри­нимается как ошибка.

Кроме рассмотренных основных средств композиции для усиления или ослабления зрительного восприятия используют также контраст и нюанс, фактуру, цвет и свет.

Композиция как единство утилитарной и художественной сто­рон планировки. Любое поселение представляет собой материаль­ную среду, в которой протекают жизненные процессы населяю­щих его людей. Чтобы эти процессы нормально функционирова­ли, все материальные элементы поселения необходимо

надлежащим образом организовать на его территории. А это значит устроить улицы, кварталы, разместить здания и участки учреждений культурно-бытового обслуживания, инженерные со­оружения, увязать их с природными факторами так, чтобы было удобно для жителей данного поселения. Это утилитарная сторо­на планировки. Другая сторона планировки — художественная, эстетическая, то есть поселение должно быть не только удобно, но и красиво. От чего же зависит художественный облик насе­ленного места? Прежде всего от размещения его в целом и его отдельных элементов — улиц, площадей, кварталов, зданий. Зда­ния, сооружения, растительность, водоемы, рельеф существуют в трехмерном измерении и в трехмерном измерении воспринима­ются человеком. Следовательно, планировка определяет про­странственную организацию материальных элементов поселения не только с точки зрения их практического использования, но и эстетического воздействия на людей.

Эстетические, художественные достоинства планировки посе­ления не могут рассматриваться вне связи с функциональной, социальной, экономической задачами развития поселения. От­сюда и следует понятие об архитектурно-планировочной компо­зиции как о единстве утилитарной и художественной сторон планировки.

Итак, архитектурно-планировочная композиция поселения есть гармоничное сочетание составляющих его участков, зданий, сооружений в существующей природной обстановке, которое со­здает условия для их целесообразного функционирования с одновременным достижением при этом художественной вырази­тельности и красоты их размещения на территории и в простран­стве как элементов единого комплекса.

Компоненты или составляющие архитектурно-планировочной композиции. Это улицы, площади, жилые и общественные зда­ния, участки при них, открытые и озелененные пространства, сооружения по благоустройству, производственные комплексы, рельеф, водоемы, окружающий ландшафт.

Природные условия (рельеф, зеленые насаждения, водоемы, климат) в композиции сельского населенного места имеют боль­шое значение. Без использования и всестороннего учета природ­ных условий территории не может быть выполнено рациональ­ное композиционное построение планировки поселения. Так, равнинный рельеф предопределяет прямолинейную систему пла­нировки, а сложный, пересеченный — свободную или смешан­ную. Застройка может формироваться вокруг пруда или озера, являющегося центром пространственной композиции. В этом случае улицы, жилые группы, общественный центр ориентируют на водное зеркало; связь с природой осуществляется раскрытием перспектив на окружающий пейзаж, устройством парков, скве­ров, фонтанов, бассейнов и т. д. Композиция северных поселков по многом определяется необходимостью защиты жилых территорий от холодных ветров. В районах с жарким климатом композиционные приемы направлены на улучшение условий аэрации, ослабление неблагоприятного воздействия избыточной солнечной радиации, неблагоприятных ветров различных направлении

В таких случаях создают замкнутую композицию. Ее иногда называют «обращенная внутрь».

Такое использование качеств ландшафта в творческом замысле может быть либо активным, либо пассивным. Если здания и сооружения усиливают характерные особенности ландшафта, то качества рельефа используются активно, то есть усиливаются. Например, на холмистом рельефе здания располагают по верши­нам холмов, при наличии водоема — непосредственно на его берегах. Напротив, если застройку размещают между холмами или в некотором удалении от водоема, то такое использование ландшафта пассивное, то есть таким планировочным приемом особенности ландшафта нивелируются. Рекомендуется также уделять внимание оптимальной композиционной ориентации застройки, что позволяет раскрыть основные панорамы и перспективы.

Архитектурный ансамбль — под этим понятием подразумевают такое расположение и соразмерность зданий, сооружений, при­родных факторов, малых архитектурных форм, произведений мо­нументального искусства и т. д., которые удовлетворяют утилитарные потребности и реализуют определенный идейно-художественный и архитектурно-пространственный замысел, достигая художественной согласованности всех его частей.

Данное понятие относится как к отдельным частям сельского населенного места, представляющим каждая собственный ансамбль и в целом образующих определенную систему, называемую поселением, так и к поселению в целом, если оно неболь­шое по площади и состоит практически из одного архитектурно­
го ансамбля.

Объемно-пространственная структура ансамбля определяется назначением архитектурного комплекса, функциональными свя-1ими его элементов, рельефом участка и влиянием окружающей среды. Ансамбль — это такое соединение элементов, при кото­ром они составляют единое целое, подчинены ему так, что форма, размеры и взаимное расположение создают впечатление закономерности, определяющей их отношение к целому и друг к другу. Из удачно созданного ансамбля нельзя убрать какие-либо составляющие его элементы или ввести новые, не нарушив единства. При формировании градостроительных ансамблей можно выделить четыре основных композиционных приема:

симметричная композиция, создаваемая из несимметричных зданий;

несимметричная композиция, формируемая из симметричных сооружений;

симметричный ансамбль, образуемый из симметричных зда­ний;

симметричный ансамбль, выполненный из сочетания симмет­ричных и несимметричных сооружений.

Для сельских населенных мест наибольшее значение имеют архитектурный ансамбль площади общественного центра и ан­самбли улиц с обращенными к ним фасадами застройки в квар­талах.

Композиция уличной сети, являющейся каркасом всей структу­ры населенного места и, следовательно, основой композиции его плана, осуществляет функции внутренних связей. При этом она должна обладать важным композиционным качеством — единст­вом системы. Этого достигают соблюдением в системе улиц принципа соподчиненности, выделяя главные улицы и подчиняя им остальные улицы и внутриквартальные проезды. Главные улицы должны отличаться своим местоположением, шириной, застройкой, благоустройством. Если они застроены выразитель­ными по архитектуре и объему зданиями и зеленые насаждения на них объединены в единое целое с внутриквартальными посад­ками, а природные условия составляют с улицей единое целое, то такая главная улица является эффективной композиционной сетью.

Существуют различные композиционные приемы, позволяю­щие вносить при проектировании уличной сети определенное планировочное разнообразие. Например, монотонности застрой­ки, имеющей место в населенных местах с прямоугольной систе­мой улиц, можно избежать, чередуя улицы различной ширины, разделяя улицу большой протяженности на отдельные участки путем смещения ее оси, устройства клумб, газонов, установки малых архитектурных форм.

Там, где позволяет рельеф территории, используют прием сво­бодного. начертания уличной сети в органичной увязке с релье­фом.

Композиция общественных центров сельского населенного места в большинстве случаев представляет собой площадь, за­строенную общественными и жилыми зданиями. Но это могут быть и две площади, соединенные главной улицей или улицей с бульваром, а также расширение главной улицы с примыкающим к ней пространством. Пространственная структура поселения и природные условия обусловливают форму и размеры площади общественного центра. Поскольку общественный центр застра­ивают общественными зданиями и сооружениями, выделяющи­мися своим архитектурным решением от остальной застройки, то он одновременно является и композиционным центром всего поселения. Общественный центр проектируют параллельно с уличной сетью, системой зеленых насаждений и жилых кварталов. В общественном центре населенного места размещают практически все учреждения культурно-бытового обслуживания, создавая тем самым не только полноценный комплекс, удовлетво­ряющий запросам населения, но и архитектурный ансамбль. Ансамбль общественного центра может быть размещен у водоема при наличии последнего в населенном месте и раскрыт в сторо­ну водного зеркала. С учетом обслуживания населения ближай­ших населенных мест, входящих в групповую систему расселе­ния, ансамбль общественного центра может быть запланирован в близи внешних связей поселения.

Территория общественного центра имеет четкое функцио­нальное зонирование (зоны учреждений торгового, культурно-просветительного, административного назначения). Соответствующие общественные здания и соподчиненные с ними террито­рии размещают так, чтобы они просматривались с различных точек населенного места, своим объемом выделялись из окружающей застройки и одновременно с этим создавали единое внутреннее пространство площади и ее архитектурный ансамбль.

Ряд общественных зданий — школу, ясли-сад, фельдшерско-акушерский пункт — можно размещать вне общественного цент­ра. Но и они могут выполнять определенную композиционную задачу, служа акцентами в жилых кварталах, замыкать пространства улиц, служить видовыми точками.

В силу небольшого числа общественных зданий в поселении ни одно из них не должно затеряться в застройке.

Композиция жилой застройки, представленной жилыми кварталами, жилыми группами, занимает большую часть селитебной территории. Поэтому композиция всего поселения в немалой степени зависит от архитектурно-планировочной композиции жилых образований, организованных в четкую систему единого архитектурного целого. При размещении жилых домов учитыва­ют не только утилитарные и нормативные, но и эстетические требования, для чего широко используют ритмические и метрические приемы композиции застройки жилых улиц. Жилые дома объединяют в группы и кварталы, применяя такие средства ком­позиции, как масштабность, пропорциональность. При этом
группы и кварталы могут состоять из домов различного, но
ограниченного числа типов и этажности, что характерно для строительства в сельской местности.

Застройка жилых кварталов или групп, размещаемых в зоне влияния общественного центра, должна образовывать с ним еди­ное целое, включаясь в общий архитектурный ансамбль данной части населенного места.

Наличие ярко выраженных природных факторов — реки, озера, оврага, пруда — расчленяет селитебную территорию на от-

дельные жилые массивы и создает живописные, неповторимы! композиции.

Создание силуэта населенного места его панорамных разверток является существенной частью пространственной композиции. Приближаясь к населенному месту пешком, на транспорте, мы постепенно открываем его для себя. Вначале деревья и отдель­ные более крупные здания в сочетании с общим контуром за­стройки образуют его силуэт, рисующийся на фоне неба, леса, холмов, гор. Поскольку село или деревня — образования неболь­шие, то и видим мы их силуэт сразу, а не по частям, как это происходит с городом. Чем ближе к поселению, тем больше частностей открывается: отдельные здания на обращенной взору улице, строительные материалы,- из которых возведены крыши и стены этих зданий, цвет, фактура. Это уже панорама улицы. Совершенно очевидно, что восприятие и силуэта, и панорамы может быть приятным или неприятным. Поэтому одновременно с составлением проекта планировки проводят работу по созда­нию силуэта поселения, причем с разных обзорных точек. В первую очередь уделяют внимание созданию силуэта с подъезд­ной автодороги.

Природные факторы, особенно рельеф, могут помочь в этом. Размещение на возвышенных точках в населенном месте обще­ственных зданий или более объемных жилых домов создает оп­ределенный контраст и придает поселению своеобразный архи­тектурный образ.

Народные традиции и современные тенденции наиболее нагляд­но проявляются в архитектурных решениях отдельных объемов, будь то изба или культовое сооружение, и выразительных архи­тектурных деталях, придающих этим объемам своеобразный на­циональный колорит. Наиболее ярко природное окружение отра­жается в традиционном народном зодчестве, являющемся доста­точно сложным комплексом, объединяющим различные планировочные композиции, и т. д. Во всем многообразии тра­диций народного зодчества основное значение отводят:

сохранению традиционных принципов функционального зо­нирования и размещения построек производственного и хозяйст­венного назначения;

использованию традиционных архитектурных решений в от­дельных зданиях и сооружениях;

включению традиционных малых архитектурных форм в пла­нировку сельского населенного места;

широкому включению в архитектурно-планировочную компо­зицию природных факторов;

гармоничному сочетанию нового со старым. Хозяйственные постройки издавна составляли неразрывную часть жилья. В любой деревне Центральной и Северной России избы, построенные много лет назад, имеют пристроенный к ним двор, а зачастую и общую с домом крышу. В архитектурно-пла­нировочном решении хозяйственные постройки были неотъемлемым элементом единого производственно-селитебного комплекса. И сейчас в старинных селениях нередко можно встретить поставленные перед фасадом изб бани, амбары, риги, овины и другие постройки утилитарного назначения.

Эти традиционные решения вошли неотъемлемой частью в состав действующих строительных норм и правил, и уже имеются и положительные примеры использования их в планировке и застройке реконструируемых сел.

Широко используют народные традиции и в строительстве сельских зданий как по индивидуальным, так и по типовым проектам. Иногда подобные решения переносили даже на типовые проекты жилых домов, выполняемые из сборных железобетонных конструкций (панелей) с имитацией под деревянный брус, что в общем-то является надуманным решением, не имею­щим ничего общего ни с одним из средств архитектурно-планировочной композиции.

Много внимания для подчеркивания выразительности и мас­штабности сельских ансамблей уделяли малым архитектурным формам: колодцам, воротам, калиткам, скамьям, часовням, придорожным знакам, башенкам. Эти традиции строительства не­больших, но столь необходимых функционально красивых зна­ков и строений уходят в глубину веков, но сохранились и широко применяются в современных планировочных решениях.

Традиционным являлся и является принцип включения в композиционный замысел таких природных факторов, как водо­емы и зеленые насаждения. На необъятных просторах нашей Родины не столь уж редко встречаются села или загородные усадьбы, где естественные или копаные пруды являлись обязательным элементом архитектурно-планировочного ансамбля. Улицы и площади, палисадники и территории усадеб обсаживали деревьями и кустарниками различных пород, включая плодовые. А вдоль дорог, соединяющих селения, создавали многоверстные шлеи из различных деревьев.

Примечательно и то, что с развитием объемно-пространственной композиции сельской застройки путем строительства новых объемов, последние должны гармонично сочетаться со старыми.

Поэтому при возрождении российского села творческое развитие ранее сложившейся застройки воспринимается как архитектурное наследие, заключающееся в установлении гармонич­ного единства между старым и новым.

Архитектурно-планировочной композиции производственных симплексов уделяют большое внимание при планировке и застройке производственной зоны и отдельно взятых производственных комплексов и даже зданий. В первую очередь учитывают функциональные, строительно-технические, экономические, са-

нитарно-гигиенические, зооветеринарные и противопожарные требования. Не меньшее внимание уделяют и созданию архитек­турного ансамбля производственной зоны, подчиняя его общему замыслу, направленному на создание единой композиции жилой и производственной зон.

Вопросы эстетики наряду с вопросами организации, техноло­гии, инженерного оборудования, транспорта и т. д. в планировке и застройке производственных комплексов и производственной зоны в целом являются ведущими и приобретают все большее значение. Не только жилище, но и места приложения труда должны быть эстетичными. Поэтому требование создания архи­тектурных ансамблей из отдельных групп производственных зда­ний и сооружений с учетом их специфики и включения в общую архитектурно-планировочную структуру стало обязательным в планировке сельских населенных мест.

В планировке и застройке производственных зон используют широкий набор различных зданий и сооружений. Это и крупные животноводческие комплексы, птицефабрики, предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, сенажные и водо­напорные башни, и небольшие здания, используемые в хозяйст­вах мелких производителей товарной продукции.

Эти сооружения, занимая значительные территории, непо­средственно участвуют в формировании архитектурного облика сельского населенного места. При размещении, постановке дан­ных объектов используют весь комплекс средств архитектурно-планировочной композиции: соподчиненность, масштабность, ритмичность, пропорциональность, контрастное и нюансное противопоставление.

Производственные здания оказывают огромное влияние на создание общего силуэта населенного места.

Контрольные вопросы и задания. 1. Какие структурно-планировочные образова­ния могут быть в жилой зоне? От чего зависят их размеры? 2. В каких случаях необходимо районирование жилой зоны и в чем оно заключается? 3. Как образу­ется бесквартальная планировка территорий? 4. Что понимают под архитектурно-планировочной композицией сельского населенного места? 5. Раскройте содер­жание таких средств композиции, как «единство» и «соподчиненность». 6. Дайте определение масштабности и пропорциональности. В чем их отличие? 7. Назови­те виды «ритма» или «ритмичности». Как и где их применяют в планировке сельских населенных мест? 8. Что такое художественная и утилитарная стороны планировки? Можно ли назвать их единство архитектурно-планировочной ком­позицией? 9. Расскажите о значении природных условий в композиции сельских населенных мест. 10. Опишите основные композиционные приемы, используе­мые при формировании архитектурных ансамблей. 11. Каковы правила размеще­ния общественных центров и архитектурных ансамблей в сельском поселении? 12. С использованием каких композиционных средств решается композиция уличной сети, жилой застройки? 13. Как в композиции сельского населенного места используют народные традиции и современные тенденции?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: