Поглощения и слияния фирм

Усиление рыночной власти фирм дает фирме возможности для более широкого использования внутренних ресурсов, например, для приобретения фирм или их частей. Таким образом, помимо реализациина рынке ресурсов, товаров и услуг, на рынке также реализуются и фирмы. Следовательно, на таком рынке происходят слияния и поглощения фирм.

Приобретения могут осуществляться в виде групп сделок:

1) согласованное слияние – когда фирма А приобретает фирму Б на условиях, которые рекомендованы руководством фирмы Б держателям ее акций;

2) оспариваемые поглощения – обычно реализуются при помощи предложения о покупке акций фирмой А, непосредственно у их держателей, минуя руководство данной компании;

3) отторжение – у каждой фирмы имеется определенное количество подразделений. При этом каждая из них стремится организовать их оптимальное количество и качество. С этой целью фирма А продает фирме Б одно из своих подразделений;

4) выкуп управляющими – этот вид сделки схож с предыдущей, за исключением того, что филиал продается не другой фирме, а его управляющим.

Кроме этого, слияния различаются с точки зрения рынков, к которым принадлежат фирмы-участницы. Выделяют горизонтальные слияния, когда обе фирмы действуют на одном и том же продуктовом рынке. Вертикальные слияния происходят тогда, когда фирма приобретает или фирму-поставщика, или фирму-покупателя. В случае, когда между двумя сливающимися фирмами нет ни горизонтальной, ни вертикальной связи, слияние называют конгломеративным. Многие случаи слияний диверсифицированных компаний могут включать в себя элементы нескольких перечисленных выше способов.

Чистая теория слияний исходит из того, что руководство активной фирмы эффективно использует собственные ресурсы и так же эффективно планирует их использование на приобретенном предприятии.

Мотивом слияний служит предположение об усилении рыночной власти фирмы, т.к. после слияния увеличится степень рыночной концентрации, и это даст объединенной фирме большую рыночную власть. Вместе с этим, более крупная фирма способна диктовать отраслевую политику. Повышенная концентрация на рынке может принести определенный выигрыш, но не всегда. Она может нарушить экономическое равновесие на рынке и привести к «войне» между фирмами.

Мотивом слияния может служить стремление к сокращению рекламных и других расходов на стимулирование сбыта, даже если усиление власти не увеличить прибыль, т.к. результат слияния зависит не только от действия двух фирм, но и от реакции других конкурентов на рынке.

Кроме того, мотивом к слиянию служит расчет на выигрыш от синергии, недоступный в другом случае, например реализация экономии масштаба. Но это не всегда достижимо в краткосрочном периоде, т.к. слияние может сводиться к простому соединению двух небольших заводов неоптимального размера. Выигрыш должен проявиться в длительном периоде, когда общее производство будет сконцентрировано на меньшем числе заводов и, таким образом, будет реализована экономия.

Слияния фирм приводят к явным выгодам от таких действий:

1) слияние позволяет приобрести специфический ресурс в виде организованного производителя, имеющего собственный механизм комбинации ресурсов;

2) при слиянии автоматически увеличивается доля данного объединения на рынке. Это означает, что слияние предоставляет иной механизм расширения доли рынка наряду с традиционной конкурентной борьбой;

3) слияние позволяет обойти барьеры входа на рынок. Приобретенная фирма – уже участник данного рынка;

4) слияние резко уменьшает временной лаг начала бизнеса, поскольку для реализации инвестиционной программы требуется значительное время. Здесь же оно минимизируется;

5) степень риска организации бизнеса на купленном предприятии и на проверенном рынке значительно ниже, чем при реализации собственной инвестиционной программы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: