В качестве самостоятельного духовного явления о русской философии может идти речь, начиная с конца
XVIII — начала XIX в. В широком смысле русская философия этого периода является продуктом
взаимодействия самобытных идей русского православия и воззрения французских философов эпохи
Просвещения. В XIX в. русская философия формировалась при заметном влиянии Шеллинга и Гегеля
(Веланский, Давыдов), а позднее позитивизма и материализма (Киреевский,Белинский, Герцен, Бакунин).
Последний в результате генезиса своих взгядов стал идеологом русского анархизма. Среди последователей
материализма и позитивизма — Н.Г. Чернышевский, П. Лавров, М.М. Филиппов. Первая попытка связать
марксизм с русской философией была сделана В.Г.Плехановым. В конце XIX в. начинает формироваться
русская мистически-религиозная философия. Сначала она получила отражение в произведениях Л.Н.
Толстого, Ф.М. Достоевского. Последний дал философско-психологический анализ пограничных ситуаций.
Принято считать, что он является предтечей экзистенциализма. Первые известные за пределами России
|
|
представители русской православной философии — В. Соловьев и П. Флоренский. Соловьев сформировался
как философ под воздействием Канта и пришел таким образом к оправданию мистического христианства.
Благодаря этим философам детальную разработку получили такие этико-религиозные понятия как
«соборность», «софийность», «всеединство» и «общее дело». Близко по воззрениям к ним стоял П.Я.
Чаадаев. Религиозный философ Лев Шестов был близок к экзистенциализму. Дальнейшее развитие русской
философии связано с тремя основными направлениями: психологическим (рефлексология Бехтерева и
Павлова), теософско-мистическим, в лице русского космизма Е. Бловацкой и этическим учением Н.К. Рериха,
которое было в наиболее полном виде изложено в его сочинении «Живая этика». Междисциплинарные
исследования на стыке философии и методологии естествознания осуществил В.И. Вернадский. Он развил
понятие ноосферы, введенное в науку Тейяром де Шарденом.
Основные особенности русской философии:
1. Русская философия не могла в процессе своего возникновения опереться на философское наследие античности как на мощный фактор влияния. Через Византию Русь позаимствовала лишь отдельные элементы античной культуры в виде переводных источников. Из-за незнания латыни и греческого читать античных цитрон в оригинале русичи не могли. В то время, как Запад получит в наследство уже готовые системы античных философов, готовое толкование понятий, философские термины.
2. Русская философия почти всегда развивалась в русле религии. Это значит, что почти все произведения русской мысли вырастали на религиозной почве. Это объясняется тем, что источником цензуры в России, в отличие от Запада, почти всегда было государство, а не церковь.
|
|
3. Ведущей темой русской философии была тема России, ее исторической судьбы. С этой темы начиналось становление русской философской мысли (вспомним, например, «Слово» Илариона) и она оставалась актуальной на всем протяжении ее развития.
4. Другой ведущей темой стала тема человека, его судьбы и смысла жизни. Если на Западе человек есть индивидуальность, то в русской философии человек есть универсум, тотальность, он есть микрокосмос, который несет в себе разгадку тайны макрокосмоса. Субстанциональную основу человека составляет не Я, а Мы.