Рыночный спрос: понятие, факторы, функции. Кривая спроса. Закон спроса

Потребности, блага и ресурсы как экономические понятия.

Потребност и – всякое состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремится выйти, или как некое состояние удовлетворенности, которое человек желает продлить.

Классификация: 1)п о отношению к масштабам и структуре производства: перспективные, действитеьные, подлежащие удовлетворению, фактически удовлетворяемые; 2)в зависимости от роли в воспроизводстве рабочей силы: материальные, социальные, духовные; 3)в зависимости от субъекта: потребности обества в целом, потребности социальных групп; потребности отдельных людей; 4)по очередности удовлетворени: первичные, вторичные; 5)по отношению к характеру их изменения: эластичные,неэластичные; 6)по участию в воспроизводственном процессе: производственные, непроизводственные; 7)по происхождению: экономические, неэкономические.

Пирамида потребностей Маслоу: 1)физиологические – голод, жажда; 2) потребность в гарантии безопасности; 3) социальные потребности; 4) потребности в признании; 5) потребности самореализации.

Экономическое благо – вещь или услуга, способная удовлетворять какую – либо человеческую потребность и являющаяся результатом произвоства.

Полезность – способность удовлетворять потребность.

Классификация благ (продуктов и услуг): 1) по функциональному назначению и роли в воспроизводстве: потребительские – предметы первой необходимости и предметы роскоши, производственные; 2) по продолжительности участия в процессе производства: долговременные, недолговременные; 3) по характеру удовлетворения потребностей: взаимодополняемые, взаимозаменяемые; 4) с учетом фактора времени: настоящие, будущие; 5)по способу удовлетворения потребностей: прямые, косвенные; 6) по источникам возникновения: экономические, неэкономические; 7) по количеству потребителей: частные, общественные; 8) по наличию материального носителя: материальные, нематериальные – внутренние и внешние.

Рыночный спрос: понятие, факторы, функции. Кривая спроса. Закон спроса.

Спрос – предъявленное на рынке потребность в товаре, обеспеченная деньгами. Объем спроса – количество товара, которое желает приобрести покупатель при данном уровне цен. Индивидуальный спрос – потребность в конкретном товаре отдельного потребителя. Рыночный спрос – общий спрос на конкретный товар. Закон спроса: между ценой товара и объемом спроса существует обратная зависимость – чем выше цена, тем меньше объем спроса и наоборот. Факторы, влияющие на спрос: цена, доходы населения, число покупателей, предпочтение потребителей, цена на похожие товары.

Зависимость величины спроса от факторов, его определяющих, называется функцией спроса. Qd=f(Pa,Pb,…,Px;I;T;M;…n), где Qd -величина спроса, Р - цены товаров, I -доходы покупателей, T-вкусы покупателей, M-общее число покупателей данного товара, n -другие факторы.

Величина спроса на товар определяется ценной данного товара. Если все остальные факторы принять как неизменные величины, то приведенная зависимость приобретет вид функции спроса от цены. Qd=f(Pх)

Кривая рыночного спроса показывает объем спроса всех покупателей при данной цене.

Кривая рыночного спроса (рисунок)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: