Понятие финансовой системы и политики

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Термин финансы появился в Западной Европе в 17 веке, означает «денежный платеж». Финансовые отношения возникли при уплате обязательных денежных взносов в религиозные организации, а затем, когда государство стало собирать налоги и дань в денежной форме (Древний Рим, Египет).

Существует 2 основных формы движения денежных средств:

- это обмен по формуле «товар – деньги – товар»;

- распределение при котором происходит движение только денежного эквивалента в одностороннем порядке, хотя допускается и возврат средств.

Финансы связаны только с распределением, осуществляемым на безэквивалентной, безвозвратной основе. Этим распределение отличается от кредита, который осуществляется на основе срочности, платности и возвратности. Происходит распределение через денежные фонды, обладающие 2 свойствами:

1. определенное целевое назначение;

2. порядок формирования и использования фондов регламентируется законодательными актами.

Таким образом, финансы – это экономическая категория, связанная с распределением денежных ресурсов путем формирования и использования денежных фондов на безэквивалентной основе.

В финансовой системе выделяют 4 сферы:

1. государственные финансы (бюджетная система, внебюджетные фонды, государственные кредиты);

2. страхование;

3. финансы предприятий (фонды, которые обеспечивают процессы производства и воспроизводства);

4. финансы населения (денежные средства, которые формируются у жителей страны из доходов и расходов на текущее потребление и сбережения).

Финансовая система развитых зарубежных странах включает четыре звена:

Ø государственный бюджет - главный централизованный фонд денежных средств государства, основное средство перераспределения национального дохода. В госбюджете сосредоточиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении общегосударственные расходы. В нем находят органическую увязку основные финансовые институты - налоги, внутренние займы, расходы;

Ø система местных финансов, которые охватывают широкую группу второстепенных налогов (в основном поимущественных), систему местного кредита, специальных фондов. Центральное место в этом звене принадлежит местным бюджетам, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность;

Ø правительственные фонды имеют определенную самостоятельность, отделены от государственного бюджета и управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях - и местными властями. К ним относятся фонды социального страхования, различные целевые фонды, а также государственные и полугосударственные финансово-кредитные учреждения;

Ø финансы государственных предприятий, осуществляющие поддержку частного хозяйства путем сохранения и развития важных отраслей производства, имеющих низкую рентабельность и невыгодных для предпринимательства.

Различают 2 модели построения финансовых систем:

1 модель – основана на принципе фискального федерализма, присуща странам с рыночной экономикой. Ее главная черта – самостоятельность бюджетов всех уровней, четкое разграничение их функций и проведение самостоятельной финансовой политики.

2 модель – присуща странам с плановой экономикой. Для нее характерна централизация большей части финансовых ресурсов в руках государства, строгий государственный контроль за финансами хозяйствующих субъектов.

Финансовая система государства воспроизводит все процессы по воспроизводству ВНП, поэтому политика государства по отношению к ней является одним из важнейших регуляторов развития национальной экономики. Такая политика называется финансовой и представляет собой совокупность мероприятий государства по мобилизации, распределению финансовых ресурсов, их использованию на развитие национальной экономики. Она складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: фискальной и бюджетной политики.

  1. Государственный бюджет и бюджетная политика

Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет – система денежных отношений по поводу образования и использования главного централизованного фонда денежных средств страны.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации «бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

В любой стране бюджетная система выполняет функции:

Ø Фискальная – обеспечение необходимыми ресурсами правительственной деятельности, то есть расходов на военные, социально-экономические программы, на содержание самого правительства;

Ø Регулирующая – управление хозяйственной деятельностью и достижение определенных целей экономической политики (например, стабилизация экономики);

Ø Социальная – перераспределение национального дохода с помощью прогрессивной системы налогообложения, системы трансфертных платежей;

Ø Контрольная – создание условий для осуществления контроля.

Осуществляя эти функции, государство в тоже время вынуждено заботиться о том, чтобы общий уровень налогов, их структура, трансферты не должны ослабить стимулы к сбережениям, предпринимательской и трудовой деятельности. Госбюджет всегда представляет собой компромисс основных социально-экономических групп, партий, фракций.

Совокупность всех видов бюджетов образуют бюджетную систему государства.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов 3-х уровней:

1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

2. бюджеты субъектов Российской Федерации;

3. местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, городских и сельских поселений.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

Принцип единства означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации, санкций за нарушение бюджетного законодательства, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.

Принцип разграничения означает закрепление доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

Принцип полноты означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

Принцип сбалансированности означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

Принцип прозрачности (открытости) означает:

1. обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов;

2. обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов;

Принцип достоверности означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: