Успешное выполнение домашних заданий учащимися во многом зависит не только от качественного преподавания учебного материала учителем и степени усвоения его учениками, но и от сформированности у учащихся навыков самостоятельного учебного труда.
Уровни сформированности навыков самостоятельного выполнения домашних задании умственно отсталыми школьниками и способы организации самоподготовки учащихся во вспомогательной школе-интернате рассматриваются в аспекте готовности учащихся к самостоятельному выполнению домашних заданий. По уровню сформированности у школьников умений самостоятельно выполнять домашние задания А.Н. Ляшенко выделяет четыре группы учащихся.
К первой группе относятся дети, обладающие относительно высоким уровнем самостоятельности, способные самоорганизовать свою учебно-познавательную деятельность по выполнению домашних заданий с учетом требований к этому виду учебного труда. Ответы учеников данной группы по поводу самостоятельно выполненных задании дают основания утверждать, об осознанности усвоения знаний по изучаемой теме.
|
|
Ко второй группе относятся дети, для которых характерна менее совершенная организация, самостоятельной работы (средний уровень). Они выпускают из виду необходимость соблюдения ряда требований к выполнению заданий. Характерной особенностью этой группы детей является также и недостаточная целенаправленность самостоятельной деятельности. Легкие задания такие учащиеся могут выполнять сами, но при некотором усложнении их нуждаются в ориентирующей и направляющей помощи педагога. В условиях полностью самостоятельной работы учащиеся данной группы усваивают материал гораздо менее полно и осознано, чем ученики первой группы.
Третью группу составляют учащиеся с низким уровнем развития самостоятельности. Они лишь частично, фрагментарно выполняют отдельные требования в организации работы по самоподготовке, обнаруживают неумение осмысленно пользоваться инструкцией к заданию, не делают попыток проверить правильность выполнения. В процессе работы им нужна значительная текущая помощь педагога, в том числе и корригирующего характера. Но большинство вопросов, касающихся содержания подготовительных заданий, учащиеся этой группы дают ответы неправильные или не отвечают вообще, что свидетельствует о явно слабом влиянии самостоятельной работы на сознательность и полноту усвоения материал.
Четвертую группу составили учащиеся с крайне низким уровнем развития самостоятельности. Характерной особенностью этой группы является, прежде всего то, что они совершенно не умеют подготовиться к выполнению задания, к работе приступают только после неоднократных напоминаний педагога. Выраженные нарушения активного внимания и целенаправленной деятельности, будучи типичными чертами данной группы, проявляются в том, что они не читают условия задания, не знакомятся с его содержанием, не пытаются вникнуть в смысл, работают механически, допуская большое количество ошибок.
|
|
Усиление познавательной активности учащихся при самоподготовке, улучшение влияния последней на качество знаний школьников во многом зависит от правильного подбора учителем домашних заданий с обеспечением их разнообразия.
На первичном этапе обучения в целях воспитания у умственно отсталых школьников уверенности в своих силах им следует предлагать задания, по своему содержанию не вызывающие больших затруднений. В дальнейшем в зависимости от новизны и сложности изучаемого материала учитель предусматривает разнообразие домашних заданий с точки зрения характера познавательной деятельности при их выполнении. Так при изучении новой темы чаще даются задания репродуктивного характера, основным признаком которых является оперирование уже имеющимися знаниями. К заданиям этого типа относятся воспроизводящие, тренировочные и обзорные самостоятельные работы.
Воспроизводящие задания требуют от учащихся простого восстановления в памяти изученного материала, узнаванию его по основным признакам (подчеркнуть букву; слоги ЖИ, ШИ; какие буквы пишут после Ж, Ш?).
Тренировочные самостоятельные задания требуют от учащихся не столько простого воспроизведения изученного, сколько применения усваиваемых приемов, понятий, правил в новых ситуациях.
Обзорные самостоятельные задания направлены на систематизацию и упорядочение изученного материала. Эти задания используются при задавании уроков по чтению, естествознанию, географии, истории, родному языку. Суть их заключается в составлении планов, заполнении схем по изученному материалу, подготовке целостных монологических воспроизведений.
По мере дальнейшего продвижения в изучении темы и на основе овладения учащимися уже определенной суммой знаний учитель усложняет домашние задания, предлагая детям такие, которые требовали бы самостоятельных выводов, обобщений и т.п.
С этой целью на самоподготовку даются задания познавательно-поискового, творческого и познавательно - практического типа.
Задания познавательно - поискового типа требуют от учащихся приобретения определенных новых знаний путем самостоятельных действий. Во вспомогательной школе из заданий этого типа полезно применить констатирующие и логически — поисковые задания.
Констатирующие самостоятельные работы включают познание и описание новых фактов и явлений действительности по их внешним признакам /наблюдения в природе, в процессе учебного труда и т.п./.
Логически - поисковые самостоятельные работы требуют от учащихся разнообразных умственных операций (синтеза, сравнения, сопоставления фактов и явлений, установления в них сходства и различия, объединения их по существенным признакам, умения сделать выводы и обобщения, раскрыть причинно - следственные связи) и на основе этого - приобретения, совершенствования и углубления новых знаний. Довольно широко следует практиковать задания на раскрытие причинно - следственных связей путем ответов учащихся на вопросы, готовых ответов на которые нет в учебнике.
Задания творческого типа предполагают творческий перенос знаний и умений в новые ситуации (по географии - изготовление макетов, моделей, простых приборов; островов, полуостровов с проливами и заливами, по математике - изготовить модель прямоугольника, куба, цилиндра).
|
|
Задания познавательно - практического типа, также как и творческого, требуют от ученика умения применить полученные знания в новых ситуациях. Однако они более тесно связаны с жизнью, трудом школьника (учебно-практические задания - измерение, составление и решение определенных задач и т.п.).
Кроме учета характера познавательной деятельности учащихся при выполнении домашних заданий учитель должен учитывать познавательные возможности, уровень самостоятельности всех учащихся класса. Поэтому при подборе домашних заданий учитель строго соблюдает дифференцированный подход к ним с учетом индивидуальных возможностей и особенностей умственно отсталых школьников.
Естественно, что многовариантность заданий несколько усложняет работу учителя, однако, дифференциация заданий с учетом темпа работы учащихся, трудности и сложности задаваемого материала создает благоприятное условие для выполнения их всеми школьниками, позволяет заканчивать самоподготовку почти в одно и тоже время. Важно учитывать при этом, что объем домашнего задания должен определяться исходя из времени, отведенного на его выполнение.
Большую роль в обеспечении качественного выполнения домашних заданий учащимися играет инструктирование детей на уроке.
Это может быть:
а) разбор и фронтальное выполнение части задания в классе с последующим окончанием его на самоподготовке;
б) детальный разбор всего домашнего задания;
в) указания к порядку его выполнения;
г) разъяснение наиболее рациональных приемов работы;
д) разбор отдельных вопросов, вызывающих у учащихся затруднения при выполнении этих заданий.
Таким образом, после окончания урока ученик должен иметь общую ориентировку и направления в выполнении домашних заданий.
Для задавания уроков на дом и; проведения инструктажа учитель отводит в структуре урока специальное время. Домашние задания дети записывают в дневники (кроме учащихся 1-2 кл.). Контроль за этим осуществляет учитель.
Контроль за качеством выполнения учащимися домашних заданий обычно проводится путем ответов учащихся на вопросы учителя или путем фронтального просмотра учителем выполненных работ.
|
|
Однако, учитель может использовать более эффективный в коррек-ционном смысле способ проверки усвоения заданного материала. Таким способом является выполнение учениками класса в начале урока самостоятельных работ на материале, аналогичном тому, который выносился на самоподготовку. Это дает возможность проверить качество усвоения учебного материала и закрепить его.