Исходя из того, что выполнение коммерческих операций является управленческой деятельностью, предполагается наличие субъектов, осуществляющих ее, и объектов, на которые эта деятельность направлена. Наиболее благоприятными условиями для развития коммерческой деятельности являются равноправие субъектов всех форм собственности, добровольное, взаимовыгодное взаимодействие субъектов, работающих на рынке, свободное ценообразование, экономическая ответственность за принимаемые решения, добросовестная конкуренция, сбалансированность роли, функций и задач государства и субъектов коммерческой деятельности.
Для понимания механизма взаимоотношений участников рынка товаров и услуг рассмотрим основные составляющие этой системы. К ним относятся субъекты и объекты коммерческих правоотношений, участвующие в оптовой и розничной торговле на определенных территориях. С их помощью обеспечивается кругооборот товаров на товарных рынках путем купли-продажи, который обслуживает коммерческая деятельность.
|
|
Субъекты коммерческих правоотношений в зависимости от их правового статуса делятся на юридических лиц и лиц, занимающихся коммерческой деятельностью без образования юридического лица.
К юридическим лицам относятся коммерческие организации, основной целью которых является извлечение прибыли, и некоммерческие организации, которые не имеют целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют ее между учредителями.
Лица, занимающиеся коммерческой деятельностью без образования юридического лица, организуют ее в форме простого товарищества и коммерческой концессии (франчайзинга).
В соответствии с международной классификацией субъекты коммерческих правоотношений делятся на четыре группы:
• фирмы;
• союзы предпринимателей;
• государственные органы;
• общественные организации.
Под фирмой изначально понималось название торгового или промышленного предприятия, пользующегося правами юридического лица, позволяющими отличить его от других.
Термин фирма появился одновременно с широким распространением
западной экономике акционерной формы хозяйствования, что привело к размыванию традиционного понимания термина "предприятие".
В мировой практике на сегодняшний день термин "фирма" используется для обозначения партнеров по хозяйственным связям, преследующей коммерческие цели - получение прибыли.
Союзы предпринимателей ставят целью своей деятельности представление и защита прав и интересов входящих в них групп предпринимателей в правительственных органах, оказание содействия и поддержки в расширении их деятельности. Создаются в форме союзов, ассоциаций, федераций и т.п. и могут отраслевыми, видовыми по роду занятий.
|
|
Государственные органы - министерства, ведомства, которые являются; предстателями и защитниками интересов своих предприятий.
Общественные организации - ООН, ЕС и проч. Которые реализую различные международные, отраслевые программы.
В международной практике фирмы принято классифицировать следующим признакам:
1)по правовому положению:
1. единоличные предприятия
2. объединения предпринимателей:
1) по объединению лиц:
- полное товарищество
- коммандитное товарищество
2) по объединению капиталов:
- акционерное общество
- ООО
2) по характеру собственности:
1. частные
2 государственные
3. кооперативные
3) по принадлежности капитала:
1. иностранные
2. национальные
3. смешанные
4) по целям объединения:
1.картель:
- синдикат
- пул
2. трест
3. концерн
4. холдинг
5. финансовая группа
5) по виду хозяйственной деятельности:
1. промышленные предприятия
2. торговые фирмы
3. транспортные предприятия
4. страховые фирмы
5. туристические фирмы
6. рекламные фирмы
7. гостиничные предприятия
Объектами коммерческих операций как управленческой деятельности на потребительском рынке являются товары и услуги. Рассмотрим их подробнее.
Товар представляет собой продукт труда, удовлетворяющий какие-либо потребности покупателя, предназначенный для обмена в форме купли-продажи. Таким образом, к товару относится любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи.
Услуга — результат деятельности субъекта коммерческих отношений, направленная на оказание помощи покупателям при совершении покупки, доставке товаров и в процессе использования, с целью удовлетворения потребностей покупателей и повышения конкурентоспособности и коммерческого результата.
Активное насыщение рынка товарами и услугами, их многообразие и усиление требований потребителей к ним определяют необходимость совершенствования коммерческой работы.
Управление товаром как объектом коммерческих правоотношений предполагает систематизацию сведений о нем и использование этой информации при принятии стратегических и тактических решений.
Услуги весьма разнообразны и сложны как объект правоотношений в коммерческой деятельности. Требования к ним со стороны потребителей систематически растут, они становятся важной составляющей конкурентоспособности товара на рынке. Часто товар только вместе с услугой и всей атрибутикой (упаковкой, маркировкой, дизайном, формой и др.) может обеспечить решение проблем потребителя, быть конкурентоспособным.
К объектам коммерческой деятельности в торговле (товарам и услугам) предъявляются определенные требования, часть из которых определена международными, национальными стандартами, действующими законодательными и нормативными актами. Другая часть требований, и что особенно важно в условиях возрастающей конкуренции, предъявляется рынком, потребителями.