Задача 1: оживить картины, созданные писателем.
К.С.Станиславский очень точно сформулировал это условие[1]: «Природа установила так, что мы, при словесном общении с другими людьми, сначала видим внутренним взором то, о чем идет речь, а потом уже говорим о виденном. Если же мы слушаем других, то сначала воспринимаем ухом то, что нам говорят, а потом видим глазом услышанное.
Слушать на нашем языке означает видеть то, о чем говорят, а говорить — значит рисовать зрительные образы.
Слово для артиста не просто звук, а возбудитель образов. Поэтому при словесном общении на сцене говорите не столько уху, сколько глазу».
Задача 2: возбуждать ощущения всех пяти чувств.
Задача 3: вызывать эмоции.
Задача 4: поддерживать внимание слушателя, вести его за собой.
Задача 5: выразить авторское отношение к событиям и персонажам.
Задание. Прослушайте аудиозапись выразительного чтения чтецом- профессионалом или актером любого литературного произведения. Проанализируйте его исполнение и обоснованно ответьте на вопрос: все ли задачи удалось решить чтецу?
|
|
ЗАКОНЫ РЕЧИ
Логика речи — явление, находящееся на стыке двух разных Функций языка и речи. Оно может быть рассмотрено как грамматическое свойство, входящее в систему средств языка, и как коммуникативное свойство, осуществляющее «смысл» в системе речевого действия.
Выделяется два уровня логики речи:
1) уровень информационный, иначе — уровень значения, очевидный в предложении (будем называть его информационным);
2) уровень словесного взаимодействия, иначе — смысла. Этот уровень реализуется во фразе и проявляется в живом процессе речевого общения (будем называть его смысловым).
В процессе речи уровни переплетаются, что обусловливает и взаимопроникновение законов речи.
Законы речи раскрыты и сформулированы К.С.Станиславским как законы искусства актера[2]. Они носят общий и всеобъемлющий межъязыковой характер.