При напочвенных видах откатки – локомотивной и канатной по капитальным выработкам (последняя в случае проведения двух параллельных наклонных выработок – одной для основного грузопотока, другой – для прочих грузопотоков) – функции основного, вспомогательного и людского транспорта выполняют одни и те же транспортные комплексы с использованием соответствующих вагонеток. В остальных случаях для вспомогательных грузов и людей применяют специализированные машины и комплексы. Они должны обеспечить возможность доставки всех грузов, кроме полезного ископаемого; связь с основными комплексами; механизацию погрузочно-разгрузочных работ; возможность транспортирования материалов в пакетах или в контейнерах; транспортировку людей к рабочим местам с соблюдением норм безопасности, санитарно-гигиенических требований и при длительности рейса не более 45 мин.
Одно из основных направлений развития вспомогательных и людских транспортных комплексов – бесперегрузочная и беспересадочная транспортировка. в наибольшей степени этому удовлетворяют подвесные локомотивные монорельсовые комплексы.
|
|
Согласно рекомендациям Института горного дела им. А.А.Скочинского для вспомогательных грузопотоков необходимо предусматривать в основном следующие транспортные комплексы:
· рельсовые – при локомотивной откатке по главным горизонтальным выработкам;
· рельсовые или монорельсовые – при конвейерном транспортировании по главным горизонтальным выработкам, участковым штрекам, а также бремсбергам и уклонам;
· монорельсовые – при транспортировке по бортовым выработкам и при транспортировании в условиях системы разработки столбами по падению (восстанию).
Кроме того, в отдельных случаях, где это допускают горно-технические условия, возможно использование самоходных вагонов.
В рудных шахтах канатную откатку иногда используют для перевозки вспомогательных грузов в вагонетках и на платформах по наклонной выработке между горизонтами и наклонными стволами по рельсовым путям, уложенным вдоль конвейерного подъема.
В выработках угольных шахт со сложным профилем рельсовых путей применяют напочвенные дороги с канатной тягой.
Безрельсовые напольные средства вспомогательного транспорта по конструктивному исполнению и назначению можно разделить на четыре группы:
1) промышленные автомобили, тягачи и тракторы, оборудованные системами очистки отработавших газов и приспособленные для работы в подземных условиях шахт, не опасных по газу и пыли;
2) специализированные машины, приспособленные для перевозки одного типа грузов;
|
|
Рис.53. Самоходные унифицированные шасси со съемным оборудованием различного назначения 1 – самоходная подземная мастерская; 2 – машина для доставки материалов и оборудования (1ВОМА); 3 – машина для механизированного производства набрызг-бетонных работ; 4 – машина для осмотра и механизированной оборки кровли; 5, 6 – агрегат для крепления кровли горных выработок соответственно сталеполимерными и железо- бетонными анкерами; 7, 8, 9 – самоходные буровые установки различного назначения; 10 – полок самоходный для осмотра кровли; 11 – машина зарядная; 12 – кран подземный; 13 – машина для перевозки людей (1ЛВГА); 14 – машина для доставки топлива |
3) комбинированные машины, оборудованные механизмами для выполнения такелажных, транспортных и других работ;
4) дорожно-строительные машины.
К первой группе относится оборудование на базе автомобилей и тракторов, модернизированное силами ремонтных мастерских рудных шахт; ко второй – специализированные машины для перевозки людей к местам работы, длинномерных материалов; к третьей – машины для погрузочно-разгрузочных и транспортных работ, оборудованные кранами, грузовыми платформами, лебедками; к четвертой – легкие бульдозеры и другое оборудование, используемое при строительстве подземных дорог.
Наиболее универсальными и перспективными являются специализированные самоходные машины на базе унифицированного шасси, на котором смонтированы установки различного назначения (рис.53).
Самоходное шасси типа 1ВОМ-01А, выпускаемое Воронежским заводом горно-обогатительного оборудования, состоит из тягача и полуприцепа, соединенных между собой двойным шарниром, обеспечивающим относительное смещение тягача и полуприцепа в горизонтальной плоскости на угол до 120° с минимальным радиусом поворота по внутреннему габариту 2,5 м, по внешнему – 4,5 м и в вертикальной плоскости на угол 15°.