В данной работе одно из основных понятий – стресс, поэтому необходимо рассмотреть подробнее понятие стресса. Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон (Walter Cannon) в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать». В переводе с английского языка слово «стресс» означает «нажим, давление, напряжение».
Наша жизнь – время стрессов. Стрессы играют огромную роль в нашей жизни, т.к. они оказывают влияние на здоровье, поведение, работоспособность человека. Стресс – это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое. Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов есть во всех сферах человеческой жизни и деятельности.
Основатель концепции стресса, канадский учёный, нобелевский лауреат Ганс Селье писал в одной из своих работ: «Каждый человек испытывал его, все говорят о нём, но почти никто не берёт на себя труд выяснить, что же такое стресс». Согласно определению Г. Селье, стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование, причём стрессом является всё, что нарушает нормальное взаимоотношение нормального взаимодействия организма со средой.
|
|
Явления стресса изначально установлены были на животных. Учёные не сразу поняли значительную разницу между животными и человеческими стрессами. Развивая учение Г.Селье в применении к людям, Р.Лазарус ввёл новое понятие «психологический стресс», определив его как комплексную реакцию человека на особенности окружающего мира. Позднее психологический стресс стали определять как процесс, возникающий в случае, если личность оценивает требования социальной среды как превосходящие имеющиеся в наличии ресурсы. (К примеру, студенту необходимо выучить все билеты за три дня до экзамена). Основным компонентом стресса является потеря контроля над ситуацией и сопровождающая её беспомощность.
Позже С. Фолкман и Р. Лазарус выяснили, что реакции на стресс могут запускаться не только реальными событиями, но и вероятностными, т.е. те события, которых пока нет, но субъект уже боится их наступления.
Российский учёный К.Судав внёс значительный вклад в изучение стресса, он показал значение индивидуальных особенностей организма в протекании стрессов.[1]
Возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т.д.
В начале своих исследований Г. Селье полагал, что стресс вызывается только негативными ситуациями, событиями. Но в своих последующих исследованиях он предложил различать эустресс и дистресс (рисунок 1).
|
|
Рис. 1. Виды стресса
Эустресс – полезный стресс. Стресс может быть полезным, если он тонизирует работу организма и способствует мобилизации защитных сил.
Дистресс – вредный, негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям.
На рисунке 2 показана классификация жизненного стресса, эту классификацию предложил Р.Т. Вонг (P.T. Wong).
Рис. 2. Области стресса в повседневной жизни
Внутренние ресурсы – это то, что позволяет индивиду преодолевать жизненные препятствия, кризисы жизни, что определяет интенсивность сопротивления стрессу. Снижение ресурса способствует повышению уязвимости к разным, связанным со стрессом, расстройствам, таким как тревога, страх, отчаяние, депрессия.
Внутриличностный стресс – область является как бы центробежной силой, которая оказывает влияние на все сферы нашей жизни. Если мы не находимся в мире сами с собой, то наше внутреннее смятение, переживание проявляется в негативном отношении, воздействиях на внешний мир и нарушает межличностные взаимосвязи. В эту категорию стресса входят такие события, как несбывшиеся ожидания, нереализованные потребности, бессмысленность и бесцельность поступков, болезненные воспоминания, неадекватность оценки событий и т.п.
Внутриличностный стресс очень сложный вид, который необходимо рассматривать очень тонко и детально, потому что он может проецироваться на различные жизненные события и влиять на особенности отношения к ним и поведение индивида.
Область межличностного стресса взаимодействует с определенными областями жизни. Каждый человек, так или иначе, социально активен, ему необходимо решать вопросы непосредственно взаимодействуя с другими людьми и поэтому существенное влияние на наше восприятие, переживание, отношение к событиям и являются проблемами отношений между людьми.
Личностный стресс имеет отношение к тому, чем занимается человек и что происходит с ним. Когда человек не выполняет или нарушает определенные предписанные социальные роли, такие как роль родителя, жены, сына, воспитателя и т. п. Такой стресс проявляется в связи с такими явлениями, как нарушение здоровья, плохие привычки, сексуальные трудности, скука, старение, уход на пенсию.
Семейный стресс, включает все трудности по содержанию семьи и отношений в ней – работа по дому, супружеские проблемы, конфликты между старшими и младшими, жизнь с молодежью или наоборот, болезнь и смерть в семье, алкоголизм, развод и т. п.
Рабочий стресс обычно связан с тяжелой рабочей нагрузкой, отсутствием самоконтроля за результатом работы, ролевым конфликтом и ролевой неопределенностью. Опасные условия труда, небезопасная работа, несправедливые оценки труда, нарушение его организации может стать источником стресса.
Общественный стресс относится к проблемам, которые испытывают, переживают большие группы людей. Например, экономический спад, бедность, стихийное бедствие, банкротство, война, расовое напряжение и дискриминация.
Финансовый стресс проявляется в невозможности оплатить счета, кредит, превышение расходов над доходами, неудовлетворённость заработной платой, несоответствие уровня зарплаты результатам работы и другие обстоятельства могут являться причиной стресса.
Экологический стресс обусловливается воздействием экстремальных условий окружающей среды, ожиданием такого воздействия или его последствий – загрязнение воздуха и воды, неудовлетворительные погодные условия, высокий уровень шума и т. п.[2]
|
|
Стресс – это процесс психического напряжения, возникающее у человека при деятельности в трудных условиях, как в повседневной жизни, так и в специфических обстоятельствах. Г.Селье выделили три стадии стресса (табл.1), в таблице представлены стадии стресса и их характеристики.
Таблица 1
Стадии стресса и их характеристика
Стадия | Характеристика |
Тревоги | В ответ на действие неблагоприятного фактора происходит мобилизация организма |
Сопротивления | За счет возможностей организма происходит адаптация к стрессору |
Истощения | Наступает, если стрессор силен и действует длительное время, когда силы организма истощаются и уровень сопротивления падает ниже обычного уровня |
В данной таблице стадии стресса рассматриваются по мере наступления, последовательно. Основные понятия, виды и стадии стресса, мы изучили, можем переходить к следующей главе.