Занятие «Изготовление птички из бумаги»

Задачи: научить детей выбирать способ, который приводит к результату, и отличать его от способов, не приводящих к результату; познакомить со структурой действия: образец, последовательность действий, материалы, схема действий.

Материал: бумага; ножницы; карандаш (фломастер).

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы из квадратного бумажного листа будем складывать птицу. Скажите, какой формы у вас бумажные листы?

Дети: Прямоугольной.

Воспитатель: А вы знаете, как можно из прямоугольной формы получить квадратную?

Гриша: Надо сложить листок пополам. Саша: Надо сложить вот так.

Воспитатель: А как это можно пояснить словами, чтобы все поняли, как делать.

Маша: Сложить листок, одна сторона к другой.

Воспитатель: Какая сторона к какой стороне? У прямоугольника четыре стороны.

Маша: Короткая к длинной, как показал Саша.

Никита: А может быть, сделать с помощью мерки, как МЫ делали на математике?

Алсу: А я нарисую квадрат и вырежу.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, чей способ точнее?

(Мнения детей разделились.)

Воспитатель: А как можно проверить?

Саша: Надо сделать всеми способами и посмотреть, у кого что получится.

Воспитатель: Хорошо, я согласна. Давайте каждый из вас выберет тот способ, который считает правильным, и сделает квадрат.

(Дети делают квадраты.)

Воспитатель: Кто делал Гришиным способом, получился у вас квадрат? Дети: Нет.

Воспитатель: Сработал ли способ Гриши? Дети: Нет.

Воспитатель: Значит, что можно сказать о способе, который предложил Гриша?

Соня: Гришиным способом получается прямоугольник.

Маша: Получилось два прямоугольника.

Нина: Если сложить пополам, то квадрат не получится.

Воспитатель: Давайте посмотрим, а что получилось у других ребят? Кто делал способом Алсу, у вас получился квадрат?

Коля: Получился, только не очень ровный. Саша: Он вообще у них кривой.

Воспитатель: Что мы можем сказать о способе Алсу? Сработал ли способ?

Соня: Точного квадрата этим способом получить нельзя.

Воспитатель: У нас остались не проверены еще два способа — Маши и Никиты. Давайте посмотрим, получились ли у них точные квадраты.

(Способом, который вспомнила Маша, делали большинство детей. Дети показывают свои квадраты.)

Саша: Этим способом получается точный квадрат.

(Никита и Артем делали квадрат с помощью условной мерки.)

Воспитатель: Ребята, получился у вас квадрат? Никита: Получился, но не очень ровный. Сделать точно очень трудно.

Воспитатель: Ребята, сколькими способами мы хотели получить квадрат? Соня: Четырьмя.

Воспитатель: Всеми ли способами получается квадрат? Маша: Нет, только тремя. Гришиным нельзя получить квадрат.

Нина: Он выбрал неправильный способ. Воспитатель: А каким способом получается самый точный квадрат?

Саша: Способом, который предложила Маша. Я тоже им делал.

Воспитатель: Я тоже так думаю, что самый точный способ — это когда складывают меньшую сторону с большей. Двумя другими тоже получается квадрат, но они требуют большего умения. А почему, как вы думаете?

Соня: Потому что без линейки нельзя ровно нарисовать квадрат.

Нина: И по мерке тоже трудно сделать ровно, там надо отмечать, затем опять прикладывать мерку, а если плохо положить, то получится криво.

Воспитатель: Итак, как выяснили, делать квадрат мы будем одним способом, который самый точный, — способом Маши. Ребята, посмотрите, что я сделала.

Дети: Птичку.

Воспитатель: Кто может сделать такую же птичку? (Дети не знают, как делать.)

Воспитатель: Как вы думаете, что вам нужно, чтобы сделать эту птичку?

Саша: Нужны бумага, квадрат.

Воспитатель: Да, в начале занятия я действительно говорила, что птичку мы будем делать из квадрата. Саша: А вы можете развернуть птичку? Воспитатель: Да, конечно.

(Воспитатель разворачивает птичку до квадрата.) Маша: Покажите по порядку, как нужно складывать птичку.

(Воспитатель показывает всю последовательность сборки птички.)

Нина: Я все поняла. Можно мне взять Вашу книгу? Я дома сложу сама по схеме.

С а ш а: А можно мне взять Вашу птичку? Я буду смотреть и делать.

Соня: Я не знаю, как делать.

Воспитатель: Кто еще не знает, поднимите руки. (Дети поднимают руки.)

Воспитатель: А что вам нужно, чтобы вы смогли понять, как делать?

Коля: Надо, чтобы Вы показали. Воспитатель: Я уже показывала. Соня: Я не запомнила.

Воспитатель: Так как же я должна показать, чтобы вы запомнили?

Соня: Медленно.

(Воспитатель показывает все этапы сборки медленно.) Воспитатель: Запомнили? Дети: Нет.

Воспитатель: Так что же тогда делать?

Соня: Покажите, что надо делать сначала.

(Воспитатель показывает первый этап сборки птички. Дети смотрят и выполняют.)

Коля: Покажите, что делать дальше.

(Воспитатель показывает следующий этап сборки птички. Поэтапно показывая, как делать птичку.)

Воспитатель: Все сделали птичку? Возьмите птичку в правую руку и покажите.

(Саша, Нина, Маша, Гриша, Коля, Никита,Артем и Даша сделали птичку самостоятельно по образцу, выполняя работу поэтапно после показа воспитателем. Остальные дети не смогли повторить за воспитателем, просили показать и помочь сделать.)

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что нам помогло сделать птичку?

Саша: Птичка.

Воспитатель: А как же она нам помогла?

Саша: Я развернул птичку, потом собрал и стал сам делать.

Воспитатель: Значит, мы можем сказать, что нам потребовался образец птички.

Соня: Мы должны знать, в каком порядке делать птичку! Что сначала, что потом.

Нина: Можно по схеме. Я могу по схеме.

Воспитатель: Нам необходима последовательность сборки птички, схема. Что еще нам было нужно?

Коля: Бумага, чтобы из нее делать.

Даша: Фломастер черный, чтобы глаза нарисовать.

Никита: Ножницы, чтобы вырезать хвостик.

Воспитатель: Итак, подведем итог: чтобы сделать птичку, нам необходим...

Дети:...Материал, из которого делают, в нашем случае — бумага, нужна последовательность, или схема, выполнения птички. Еще нужна сама птичка.

Алсу: Можно я еще сделаю птичку?

Воспитатель: Ребята, кто хочет, может еще сделать птичек во второй половине дня. А сейчас наше занятие закончено. Поместим своих птичек на стенд.

Наибольшую сложность для детей даже подготовительной группы представляет построение, конструирование способа. Происходит это через многочисленные пробы и анализ получившегося результата, от воспитателя требует огромного терпения. Посмотрим, как дети подготовительной группы находят способ измерения геометрических фигур.

Занятие «Измерение геометрических фигур»

Цели: научить детей выбирать способ, приводящий к результату, и отличать его от способов, не приводящих к результату; научить конструировать новый способ из известных, но неработающих способов.

Материал: макет замка с окнами в форме круга, ромба, треугольника, многоугольника; веревочки; мерки (полоски); линейки; карандаш; бумага; ножницы.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, послушайте историю: «Это было давным-давно. В старинном замке жил король. Замок был необычным: шестисторонним, разноцветным, и на каждой стороне были окна разной формы. Однажды на страну, которой управлял король, налетел ураган. Он наделал много бед: разрушил дома, вырвал с корнем деревья. Старинный замок короля выстоял, только слегка наклонился, и все стекла в окнах разбились. Что делать? Как быть? Стекольщик жил на другой стороне реки, переправляться туда можно было только на лодке. Стекольщик был очень старый и не мог приехать к королю. Тогда король приказал слуге съездить к стекольщику, но слуга не справился с заданием короля». Давайте мы попробуем помочь королю. Как вы думаете, с чего нам нужно начать?

Саша: Дайте нам круг. Маша: А мне ромб.

(Воспитатель (он играет роль Стекольщика) вырезает круг и ромб и передает детям.)

Дети: Не подходят, они маленькие. Коля: Надо нарисовать.

Воспитатель: Пожалуйста, кто хочет, может нарисовать, и мы передадим Стекольщику.

(Дети рисуют. Воспитатель вырезает точно по рисунку.) Маша: Получилось еще меньше. Саша: Совсем не подходит. Коля: У нас тоже.

Воспитатель: А почему у нас не получилось? Что нужно сделать, чтобы было точно? Саша: Надо измерить. Коля: Надо измерить рамку окна. Нина: Надо знать размеры.

Воспитатель: Действуйте, измеряйте, узнавайте размеры.

Нина: Мы измеряли меркой. Саша: А зачем нам веревочки?

Воспитатель: Ребята, подскажите Саше, зачем нам веревочки.

Н и н а: Я знаю, мы можем веревочкой измерять так же, как меркой.

Нина: А я не знаю.

Маша: Отрезать веревочку такую же, как окно. (Саша и Света начинают измерять круг по веревочке. Отрезают нужный размер.)

Саша: Мы измерили. Вот возьмите.

(Воспитатель прикладывает веревочку к линейке, узнает размер веревочки в сантиметрах (28 см).)

Воспитатель: Стекольщик у нас умный, знает разные формулы, и поэтому по вашему размеру он сможет вырезать круг.

(Воспитатель высчитывает и вырезает круг. Дети прикладывают его к окошку.)

Саша: Не совсем подошло, чуть больше получилось.

Воспитатель: А почему не получилось?

Саша: Наверно, не совсем точный размер.

(Дети измеряют по веревочке еще раз, прикладывают ее к линейке.)

Саша: Получилось 27 сантиметров. (Воспитатель считает и вырезает.)

Света: Опять не подходит, опять больше.

Саша: Возьми тогда 26 сантиметров.

Воспитатель: Что ж мы, так и будем гадать? А представьте, что стекольщик не знает формул и не может вырезать только по размерам или такой мерке? Попробуйте по своей мерке или размеру сами вырезать круг.

(Дети пытаются на листе бумаги выложить по веревочке круг.)

Саша: Света, помогай, не хватает рук. Нина, обводи.

Нина: Ничего не выходит. Так не получится. Воспитатель: Давайте думать, что можно еще сделать. Нина: А если сразу померить линейкой?

Саша: Она же не гнется, как веревка. Так нельзя.

Нина: Можно я буду мерить маленькими кусочками, как меркой?

Воспитатель: Что же получилось?

Нина: Двадцать пять.

Воспитатель: Двадцать пять чего?

Нина: Кусочков, то есть отрезков.

Саша: Не отрезков, а сантиметров. И опять то же самое, надо по формуле. Сказали же: другое надо.

Нина: Я уже не знаю, что делать.

Воспитатель: Ребята, скажите, какие размеры мы можем измерять у фигур или предметов?

Нина: Длину, ширину.

Саша: Высоту. Маша: Толщину.

Воспитатель: Внимательно посмотрите на круглое окошко и попробуйте еще найти размеры, по которым можно вырезать фигуру.

Нина: Я поняла, надо измерить круг в середине.

Саша: Это что, ширина?

Воспитатель: Это расстояние называется диаметр. Его измеряют через середину круга.

(Дети начинают измерять веревочкой и линейкой, меркой-полоской.)

Нина: Кладите ровно, посередине.

Саша: У меня 8 сантиметров и еще половинка. (Саша измерял по линейке.

Нина измеряла меркой (полоской). Света и Маша натягивали веревочку посередине.)

Воспитатель: Если у всех получится одинаковый размер (результат), то будем считать его точным.

(После нескольких измерений у всех получается одинаковый размер.)

Воспитатель: Попробуем вырезать.

Саша: Все точно, подходит.

Воспитатель: В одно окно вставили стекло, но остались еще окна. Мы продолжим на другом занятии, а сейчас подведем итог. Что нам потребовалось для построения, какие были трудности?

Саша: Мы измеряли веревочкой по кругу. Это очень сложно, все время не совпадало. Одному вообще невозможно сделать.

Нина: Потом я измеряла по линейке.

Воспитатель: По отрезкам.

Нина: Ну да, но тоже было не точно.

Коля: Сами этим способом не могли вырезать круг.

Света: Мы измеряли от одной стороны до другой.

Воспитатель: У круга нет сторон.

Саша: Мы измеряли ширину круга.

Воспитатель: Правильно нужно сказать — диаметр круга, он проходит через середину.

Нина: Мы измеряли несколько раз.

Воспитатель: А зачем?

Саша: Чтобы было точно, потому что надо найти середину круга.

Нина: По этому размеру получился круг.

Воспитатель: Давайте продолжим вырезать фигуры.

(Маша и Алсу измеряют окно в виде ромба веревочкой, затем прикладывают к линейке.)

Маша: У меня получилось двадцать сантиметров.

Воспитатель: Хорошо, я знаю, что у ромба четыре стороны, я разделю двадцать сантиметров на четыре, каждая сторона — 5 сантиметров.

(Воспитатель рисует ромб, вырезает, передает Маше и Алсу.)

Маша: Не подходит. Я еще раз измерю.

Саша: Померь каждую сторону линейкой и запиши.

(Маша и Саша измеряют линейкой, записывают размеры.)

Маша: Каждая сторона 4 сантиметра, одинаковые.

(Дети передают записку воспитателю. Воспитатель вырезает ромбы, но сознательно изменяет величину углов, про которые дети ничего не сказали.)

Воспитатель: Ребята, подумайте, все ли размеры вы учли. Вспомните, как мы строили круглое окошко.

Соня: Ромбы получились разные — один длинный, а другой широкий.

Нина: Надо измерить ширину и длину.

Воспитатель: Измеряйте.

Нина: Измеряем расстояние от одной стороны до другой.

Маша: У меня получилось 3 сантиметра.

Воспитатель: Хорошо, стекольщик попробует сделать. (Воспитатель вырезает по размерам.)

Маша: Получилось, но не совсем точно.

Нина: Неправильно измеряла ширину.

Воспитатель: Почему?

Нина: Надо там, где шире всего.

Воспитатель: А где шире?

Гриша: В углах.

Воспитатель: А сколько углов у ромба?

Нина: Четыре.

Воспитатель: Сколько же размеров нужно снять, чтобы получить точный результат?

Нина: Я же говорила, длину и ширину — два размера.

Гриша: От углов, там больше размер.

(Дети измеряют, передают записи воспитателю, воспитатель вырезает.)

Нина: Ну наконец-то точно.

Саша: Еще одно окно сделали.

Воспитатель: Какие же у нас здесь возникли трудности?

Маша: Я измерила стороны, но получилось не точно.

Воспитатель: Чего же нам не хватило? Нина: Размеров.

Гриша: Мы измерили от одного угла до другого.

Саша: Все получилось потом.

Воспитатель: Остались еще два окна — треугольник и многоугольник.

(Данила измеряет окно-треугольник по веревочке.)

Данила: Никита, помоги, не хватает пальцев.

Саша: Зачем вы измеряете веревкой сразу все стороны? Не получится точно.

Данила: А как?

Саша: Как ромб: измерил одну сторону — и отрезал веревочку, потом другую.

Нина: Возьми линейку и измерь.

Данила: Я не умею. Саша: Смотри.

(Саша и Данила измеряют и записывают результаты. Саша: Стороны одинаковые.)

(Передают воспитателю. Воспитатель вырезает треугольник, изменив величины углов.) Данила: Не подходит.

Нина: Надо измерить, как у ромба, расстояние от угла до угла.

(Дети начинают измерять.)

Нина: Не выходит до угла, надо от угла до стороны.

(Записывают размеры, передают воспитателю, воспитатель вырезает треугольник.)

Данила: Все, подходит.

Воспитатель: Что здесь не получалось?

Саша: Здесь проще.

Нина: Измерили стороны.

Гриша: И измерили от угла до стороны.

Воспитатель: Осталось еще одно окно. Продолжим на следующем занятии.

(На следующем занятии.)

Воспитатель: У нас осталось окно в виде многоугольника.

Коля: Я забыл, как пользоваться линейкой. (Воспитатель еще раз объясняет, как нужно измерять линейкой.)

Воспитатель: Саша, ты можешь воспользоваться другими мерками.

Коля: Линейкой быстрее. Соня: А я буду полосками.

(Дети приступают к работе. Коля измеряет и записывает размеры, передает чертеж и размеры воспитателю (фигура в виде буквы Т, имеет 8 сторон, 8 углов).)

Воспитатель: Я не могу выполнить, так как даны не все размеры.

(Из 8 размеров записано всего 4.)

Коля: Я не знаю, как.

(Коля расстроен, чуть не плачет.)

Воспитатель: Саша, посчитай, сколько у окна сторон. (Саша считает стороны, сбивается, пропускает две стороны.)

Соня: Восемь сторон.

Воспитатель: Ay тебя сколько размеров? Коля: Четыре.

Нина: Он не все стороны измерил.

(Коля, путаясь, начинает измерять стороны.)

Соня: Я измерила.

(Соня измеряла многоугольник полосками, на полоске писала размер, но забыла сделать чертеж. Воспитатель вырезает фигуру.)

Соня: Не подходит. Вы перепутали стороны.

Нина: Дай чертеж.

(Соня рисует и передает.)

Саша: Надо было подписать каждую сторону.

Соня: Все правильно, получилось.

(Коля передает размеры и чертеж. Теперь все верно.)

Воспитатель: Какие трудности возникли при построении этой фигуры? Чего нам не доставало для получения точного окошка?

Коля: Я вообще передал рисунок без размеров.

Саша: Их много, запутаешься.

Соня: Удобней полоской — приложить к стороне и отрезать.

Нина: Зато линейкой быстрее.

Воспитатель: Можно пользоваться разными материалами: и линейкой, и полоской, и веревкой. Но без чего нельзя обойтись?

Саша: Без размеров. Если не все измерили или не точно, то ничего не получится.

Воспитатель: Соня все размеры написала, а все равно не получилось.

Соня: Чертеж нужен.

Воспитатель: Вот закончилось наше занятие. Мы вставили все стекла в окошки. Понравилось вам?

Маша: Интересно, но очень трудно.

Коля: Когда не знаешь, очень тяжело.

Саша: Учиться нелегко.

Воспитатель: Зато своими знаниями мы можем помочь другим.

Занятие можно проводить по подгруппам. Каждая подгруппа измеряет свое окно, тогда желательно присутствие двух воспитателей (один — Стекольщик, он вырезает, другой — ведет переговоры).

Можно измерять каждую фигуру всей группой, тогда занятие делиться на три занятия, т.к. оно очень объемное.

Подобного рода занятия можно и нужно проводить на разном предметном материале.

Одной из важнейших составляющих способности органи-дацИи действия является способность и готовность человека в1СЯ1очитъся в ситуацию действия, сориентироваться в ней й поставить задачу действия. В развитом виде это способность л готовность строить замысел социального действия. Такая готовность начинает складываться в дошкольном возрасте.

Как выглядит способность строить замысел дела у дошкольника? В самом простом виде это означает умение ребенка вспомнить известные и доступные ему дела и выбрать подходящее, нравящееся ему дело. Кроме того, ребенок может вспомнить заинтересовавшее его дело, которое он пока не знает, как осваивать, но хочет попробовать. Наконец, в наиболее развитом виде эта способность может выглядеть как создание совершенно нового замысла, который рождается в результате включенности ребенка в ситуацию, и этот замысел ведет к принятию задач действия и продумыванию способа реализации задачи.

Иногда ребенка надо специально учить видеть работу окружающих его людей и результаты их работы. Дошкольника можно включать в обсуждение планируемых событий, таких как подготовка празднования дня рождения, приема гостей, подготовка подарка для знакомого человека. Если подарок замысливать не просто как то, что можно купить, или то, что доступно сделать, а как то, что понравится именно этому человеку, представить, как он к этому подарку отнесется, в какой форме можно преподнести этот подарок и т.д., ребенок получит опыт обоснования цели действия, ориентации в ситуации, в которой ему предстоит построить собственное действие. Для того чтобы научить ребенка ориентироваться в ситуации и ставить задачи, выходить в коммуникацию, чтобы прояснить ситуацию, используется следующая игра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: