Влияние эпохи Просвещения. Религия воспринимается как суеверие, предрассудок, пережиток прошлого. Увлечение идеями французских просветителей – Руссо, Дидро, Сен–Симон, Гольбах и др. Среди декабристов уже были как материалисты, так и деисты и верующие, составившие в ссылке особую «религиозную конгрегацию».
Белинский и Герцен. «Властители дум» 40 – х, 50 –х гг. Если Белинский эволюционировал от веры к деизму, а затем к пантеизму и социализму, то Герцен с самого начала встал на позиции материализма и религии относился резко отрицательно.
Чернышевский, Добролюбов, Писарев. Взгляды Чернышевского эволюционировали от религиозных убеждений к атеизму и социализму. Увлекался идеями Прудона, Сен – Симона, Фурье. По отношению к религии следовал за Л.Фенербахом и его трудом «Сущность христианства». Писарев уже в университете занимался пропагандой насильственного свержения существующего режима. Ярый атеист и публицист материалистического толка.
Лавров, Бакунин, Кропоткин. Анархисты, атеисты. Лавров был членом тайного общества «Земля и воля». На мести веры в Бога ставится вера в прогресс. Бакунин – всю жизнь посвятил революции. Выступал против государства и Бога в любых проявлениях, был убеждённым анархистом. Кропоткин – теоретик анархизма.
|
|
Плеханов, Струве, Богданов, Ленин. Представители марксизма в России. К религии относились исключительно с классовых, идеологических позиций. В силу чего, даже крестьянство критиковалось как отсталый класс из–за своей религиозной приверженности.
Тема X. Вольнодумство и атеизм в XX веке
В Советском Союзе в результате революции 1917 г. утверждается новый строй. Атеизм становится господствующей идеологией. Начинаются репрессии против православной церкви, взрываются храмы, преследуются не только священники, но и верующие. И только в конце второй мировой войны отношение к церкви слегка меняется.
В Европе, наоборот, от атеизма в XX веке переходят к терпимости. Провозглашается свобода совести и вероисповедания. Религия перестаёт быть объектом критики и травли и становится объектом пристального научного изучения. Возникает религиоведение. Полная свобода и невмешательство государства в религиозные вероисповедания становится в то же время благодатной почвой для разного рода сект, которые появляются словно грибы после дождя.
Литература
1. Вольней К. Избранные атеистические произведения. М 1962
2. История религии в 2-х томах. Под ред. И.Н. Яблокова М 2002
3. История религии Тальберг В.Н. СПб 2005
4. Лекции по истории религии. Под ред. А.Ф. Буряковского СПб 1997
5. Марешаль П.С. Избранные атеистические произведения М 1958
|
|
6. Материалисты Древней Греции. М 1955
7. Религноведение. Хрестоматия. Под ред. А.Н. Красникова М 2000
8. Религноведение. Под ред. И.Н Яблокова М 2002
9. Французские просветители XVIII в. О религии М 1960
Темы рефератов по курсу «История свободомыслия, вольнодумства и атеизма»
- Вольнодумство в античности.
- Арианство.
- Гностицизм.
- Монофизитство.
- Манихейство.
- Раннехристианские ереси и борьба с ними.
- Богомилы.
- Катары и альбигойцы.
- Еретическое учение Пьера Вальда.
- Ересь бегардов.
- Виклиф и лолларды.
- Ян Гус и гуситское движение.
- Критика религии в эпоху Возрождения.
- Вольтер и католическая церковь.
- Ересь жидовствующих на Руси.
- Схизма п. Никона и реформы Петра I.
- Церковь в эпоху Просвещения.
- Критика религии с научных позиций.
- Вольнодумство и атеизм в Европе XIX в.
- Вольнодумство и атеизм в России XIX в.
- Положение церкви при советской власти.
- Роль религии в современном мире.
Общий объем реферата 8 – 10 страниц машинописного текста.
Литература
Вольней К. Избранные атеистические произведения. М 1962
История религии в 2-х томах. Под ред. И.Н. Яблокова М 2002
История религии Тальберг В.Н. СПб 2005
Лекции по истории религии. Под ред. А.Ф. Буряковского СПб 1997
Марешаль П.С. Избранные атеистические произведения М 1958
Материалисты Древней Греции. М 1955
Религиоведение. Хрестоматия. Под ред. А.Н. Красникова М 2000
Религиоведение. Под ред. И.Н Яблокова М 2002
Французские просветители XVIII в. О религии М 1960