Урок был проведён в 6 классе.
Тема урока: «Lire c'est s'envoler ailleurs».
Цель урока: развитие коммуникативных умений и навыков.
Задачи:
1. Практические:
ñ формирование умения аудирования на основе микротекстов;
ñ контроль монологического умения подготовленной речи;
ñ развитие диалогической речи.
2. Образовательные:
ñ расширение лингвистического кругозора на основе пословиц.
3. Воспитательные:
ñ формирование познавательного интереса;
ñ воспитание интереса к изучаемому языку.
4. Развивающие:
ñ развитие языковой догадки на основе загадок;
ñ развитие логического мышления;
ñ развитие быстроты реакции.
Оснащение класса: магнитофон с кассетой для аудирования, компьютер с презентацией, четыре звёздочки разных цветов на доске с вопросами, карточки с написанными на них литературными жанрами, художественные книги на парте, раздаточный материал.
Ход урока:
1. Организационный момент. Подготовка учащихся к работе.
Bonjour, mes enfants! Je suis ravis de vous voir! Asseyez-vous! Quelle date sommes-nous aujourd'hui? Quel jour de la semaine est-ce? Qui manque aujourd'hui?
2. Знакомство с темой. Comment s'appelle notre sujet? («Lire c'est s'envoler ailleurs»). Quels types de genres savez-vous? (предварительно на доске сделана запись: un article, un roman fantastique, un roman policier, un conte, un livre d'aventures).
3. Речевая зарядка. Монологи детей о любимом жанре и рекомендации к нему. Вопросы на понимание услышанного.
4. Аудирование (презентация на компьютере). Учитель задаёт вопросы, о чём говорила девушка.
5. Аудирование. Слушание микротекстов о литературных жанрах, сопоставление их с карточками на доске.
6. Проверка домашнего задания.
7. Чтение микротекста вполголоса (раздаются листовки). Перевод. Выбор звёздочки и чтение вопроса учеником и ответ класса.
8. Работа с пословицами, имеющими эквивалент на русском языке.
Выполнение упражнения по модели: переделать пословицу, поставив глаголы в Subjonctif. Проверка правильности выполнения упражнения.
9. Знакомство с библиотекой Франции (компьютерная презентация). Составление диалога по ситуации («В библиотеке»).
10. Подведение итогов уроков.
Анализ урока:
Как видно из хода урока, поставленные задачи решены. Этапы урока логичны и последовательны. Они связаны с темой и направлены на достижение методических задач урока. Различные приёмы работы над языковым материалом стимулировали активную познавательную, разговорную деятельность учащихся.
Учителем использованы следующие принципы:
ñ принцип коммуникативной направленности (рассказы о любимых книгах, высказывание своего мнения, диалог в библиотеке);
ñ принцип учёта особенностей русского языка (французские пословицы и его эквиваленты на русском языке);
ñ принцип дифференциального подхода к овладению видами речевой деятельности (на уроке доминирующим видом деятельности было говорение);
ñ принцип доминирующей роли упражнений (на уроке использованы речевые, условно-речевые и языковые упражнения);
ñ принцип устного опережения;
ñ принцип аппроксимации деятельности (чтобы активность учащихся не ослабла на уроке, учитель не прерывала учащихся).
На уроке использованы следующие режимы работы: M-Cl, M-El, El-Cl, El-El, что способствует формированию речевых умений и навыков. Учитель проводит урок на французском языке, хорошо владеет языком, соблюдает педагогический такт. Темп урока быстрый, все учащиеся охвачены разговорной практикой.
Разговорная речь учащихся развита, также они проявили умения и навыки аудирования, диалогической и монологической речи, чтения про себя.
Урок проведён методически грамотно, поставленная цель достигнута.