СОВОКУПНЫЙ СПРОС (агрегатный спрос, макроэкономический спрос) [aggregate demand]— совокупный объем товаров и услуг, которые желают приобрести потребители в стране при данном уровне цен. Другое, равноценное, определение: уровень расходов на товары и услуги, планируемых населением для данного уровня совокупного дохода. Кривая С. с. обычно имеет отрицательный наклон, определяемый тем, что в целом (за незначительными исключениями) в ответ на рост цен спрос падает, и наоборот.
Модель AD-AS
Модель AD-AS (модель совокупного спроса и совокупного предложения) — макроэкономическая модель, рассматривающая макроэкономическое равновесие в условиях изменяющихся цен в краткосрочном и долгосрочном периодах[1][2].
Впервые она была выдвинута Джоном Мейнардом Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег»[3]. Это основа современной макроэкономики, и она признана широким кругом экономистов от монетаристских сторонников laissez-faire, таких как Милтон Фридман, до социалистических «пост-Кейнсианских» сторонников экономического интервенционизма, таких как Джоан Робинсон[3].
Данная модель показывает поведение совокупного спроса и совокупного предложения, и описывает их влияние на общий уровень цен и совокупный выпуск (или реальный ВВП, иногда ВНП) в экономике. Модель AD-AS может быть использована для демонстрации многих макроэкономических событий, таких как фазы экономических циклов и стагфляция[2]. С точки зрения абстракции, имеет Ж-образную форму.