Кому нужна идея

и что с ней делать дальше. Существует распространенное заблуждение, будто если идея полезна, то сама пробьет себе дорогу. Ничего подобного. У самой полезной новин­ки обязательно найдутся противники, которые сделают все, чтобы ее похоронить. И не потому, что она плоха, а потому, что разные люди реагируют на новое по-разному. Около трети прогрессивных новинок было отвергнуто за последние 10 лет только по субъективным причинам. Исследования психологов доказали, что всех людей по отно­шению к нововведениям можно разделить на семь типов:

1. Новаторы. Постоянно что-то усовершенствуют, вы­ступают с инициативами, добиваются их внедрения.


2. Энтузиасты. Опасны тем, что все новое для них заведомо лучше старого и будоражит воображение. Готовы пропагандировать недодуманные идеи, рискуя их погубить. Но без энтузиастов многие новинки и по сей день оставались бы незамеченными.

3. Рационалисты. Принимают новое только после тща­тельного, всестороннего анализа его достоинств и недостат­ков. Увидев в магазине модную, но малоизвестную вещь, они, в отличие от энтузиастов, не спешат к кассе, апредпочитают исследовать новинку.

4. Нейтралы. Осторожны, с инициативой не торопятся. В зависимости от того, кто с ними «поработает», с равным успехом могут быть и сторонниками, и противниками новшества.

5. Скептики. На слово никому не верят и во всем сомневаются. Полезны для проверки нового на прочность, но если дать им волю, то новое никогда не появится на свет. В отличие от рационалиста, поддерживающего полезное, скептик вообще против новшеств.

6. Консерваторы. Их сомнения неконструктивны, а девиз — «Никаких перемен, никакого риска». Критически относятся ко всему, что не проверено опытом. Возражают, даже когда все обосновано и рассчитано.

7. Ретрограды. Это духовные братья консерваторов, но превосходят их тем, что отрицают новинки с порога. Противостоят энтузиастам, поскольку убеждены, будто старое непременно лучше нового. В отличие от консерва­торов, активны, направляя вспять все, что движется вперед. Могут быть полезны разве что в дизайне, разрабатывая формы в стиле «ретро».

Как видим, путь новых идей отнюдь не усыпан розами. Тем не менее новинки все же появляются на свет. И усилия, которые для этого потребуются, во многом зависят от психологической подготовки тех, от кого зависит судьба новшества. А подготовка требует их информировать. Людям необходимо знать, что им сулят предстоящие перемены. Причем каждый должен представлять, в чем будет заключаться его личный выигрыш.

Они должны также:

— знать цену, которую придется уплатить за будущие блага. Тогда неизбежные временные трудности будут приня­ты с пониманием. При этом коллектив должен знать о ходе перемен и каждый должен видеть связь собственных усилий с результатом.

Наконец, люди вправе рассчитывать, что произойдет


— компенсация ущерба. Предположим, внедрение новой техники лишило человека возможности работать творчески. Значит, учитывая его интересы, нужно не просто подготовить его к работе в новых условиях, но и оставить поле для инициативы.

Остается добавить, что описанные приемы годятся не только для научных коллективов и могут быть применены везде, где дефицит свежих мыслей и оригинальных решений, — от попытки справиться с нестандартной задачей до... впрочем, пределов тут нет.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: