Знаки человеческого языка – это особые средства, которые включаются в человеческую деятельность (общественную и индивидуальную) и которые обеспечивают формирование и функционирование специфически человеческих форм психики.
Языковые знаки выступают «как система операций, которую потенциально можно осуществить с этими знаками в деятельности общения, соотнося их с конкретными предметами и явлениями, указывая на них и замещая их, производя выбор наиболее подходящих знаков и сочетая их в осмысленное целое – высказывание» (Леонтьев А.А., 2001. – С. 108).
Знаки языка – это средства познания, но не источники познания. В знаках фиксируются схемы ориентировки и организации разнообразных человеческих операций и действий.
Что фиксируется термином «знаково-символическое средство» («знак», «символ») в различных научных контекстах?
Под термином «знаково-символическое средство» в науке выступает три понятия:
Знаково-символическое средство как материальное явление, имеющее физические характеристики, включенное в деятельность человека – звуковая, графическая или вещественно-предметная форма знака.
|
|
Знак или символ как средство актуализации психического (идеального) образа в индивидуальном сознании субъекта при встрече со знаком или при его использовании – предметная отнесенность и значение знака (обозначаемые предметы, актуализируемые представления и понятия).
Теоретические модели знаково-символических средств – знаково-символические средства как продукт научного осмысления структуры и функций знаков и символов в организации человеческой деятельности и психических функций.
Поэтому следует противопоставлять: а) функциональное использование знаков в целях фиксирования и организации различных составляющих человеческой деятельности; б) сознательные действия, направленные на сам знак, на фиксирование с помощью других знаков способов его использования в различных видах человеческих действий.
Анализируя функциональное включение знаково-символических средств в человеческую деятельность следует противопоставлять:
· Знаковое действие (знаковую операцию) – такие компоненты деятельности, которые связаны с употреблением знака.
· Реальный знак – элемент знаковой системы, который используется в конкретной знаковой ситуации с целью организации конкретных действий (операций).
· Содержание человеческих действий, выделенное из конкретных предметно-ситуативных условий и соотнесенное с определенным материальным знаково-символическим средством - актуализируемое и фиксируемое с помощью знаково-символических средств.
|
|
Каковы исходные основания для психологического анализа значений, обобщений?
Значение знаково-символических средств необходимо выводить из содержания и структуры общественной деятельности носителей языка. В речевых действиях моделируются отношения общественного человека к миру.
Предметное (семантическое) содержание знака при использовании его в деятельности имеет два инвариантных неаддитивных (неотделимых друг от друга) аспекта:
Во-первых, соотнесенность содержания, фиксируемого с помощью знаково-символических средств, с деятельностью общения – употребление знаков в целях общения и организации совместной деятельности. Это «коммуникативный инвариант» содержания знака (собственно «значение») – система операций со знаком, которая образует правила его употребления в составе различных по сложности коммуникативных взаимодействий между людьми.
Во-вторых, соотнесенность содержания, фиксируемого с помощью знаково-символических средств, с деятельностью (действиями) познания – употребление знаков в целях фиксирования и актуализации познавательного опыта. Это «когнитивный инвариант» содержания знака («понятие») – система операций со знаком, которая обеспечивает фиксирование определенных форм организации ориентировочных и исполнительных действий, позволяющих устанавливать определенные предметные содержательные связи и отношения в мире или с миром.
Соответственно могут быть выделены когнитивные и коммуникативные типологии способов использования языковых (знаково-символических) средств и соответствующих понятий и значений: