Система форм и методов воспитания (2 ч.)

Цель:

1. Сформировать целостное представление о способах взаимодействия педагога с обучающимися.

Задачи:

1. Сформировать представление о педагогически целесообразной образовательной среде, способствующей решению воспитательных задач.

2. Сформировать представления о методе как способе преобразующего взаимодействия педагога и воспитанника.

3. Сформировать знания о принципах и правилах отбора форм и методов воспитания.

План:

1. Признаки и классификация средств воспитания.

2. Отбор методов и форм воспитания.

3. Принципы и правила применения основных форм и методов воспитания.

Рекомендуемая литература

Борытко, Н. М. Теория и методика воспитания / Н. М. Бо­рытко, И. А. Соловцова, А. М. Бай­б­аков; Под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 3 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 6).

Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, Н. М. Борытко, С. Д. Поляков, Н. Л. Селиванова; Под общ. ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой. М. «Академия», 2005. 336 с.

Завадская Ж.Е., Артеменко З.В. Формы воспитательной работы с учащейся молодежью: методика подготовки и проведения. Минск: Современная школа, 2010. 352 с.

Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского госпедуниверситета, 1997. 112 с.

Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001. 256 с.

Щуркова Н. Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994. 112 с.

Вопросы студентам для самопроверки:

1. Что понимается под педагогическим средством, методом, приёмом, формой? Каково соотношение между ними?

2. Какие формы и методы воспитания вам известны?

3. А.С. Макаренко писал: «Одна из педагогических ошибок – это тип уединённого средства. Очень часто говорят, что такое-то средство обязательно приводит к таким-то результатам. Одно средство… А между тем я убеждён, что никакое средство нельзя рассматривать отдельно взятое от системы. Никакое средство вообще, какое бы ни взяли, не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от целой системы, от целого комплекса влияний» (Макаренко А.С. Три типа ошибок в педагогической теории». Приведите примеры таких ошибок в образовательной практике. В каких из представленных на лекции видеофрагментов вы наблюдали ошибку уединенного средства?

4. А. С. Макаренко для того, чтобы добиться качественных изменений во внутреннем мире своих воспитанников, предлагал использовать «метод взрыва». Он писал:

«Мне представляется..., что так называемая перековка, выправление характера, не должна происходить эволюционно, на протяжении длительного времени... В эволюционном порядке собираются, подготовляются какие-то предрасположения, намечаются изменения в духовной структуре, но все равно для реализации их нужны какие-то более острые моменты, взрывы, потрясения».

В то же время Н. Е. Щуркова, основываясь на обобщении многочисленных фактов педагогической действительности и опыте собственной педагогической деятельности, утверждает:

«Зная, что человек — продукт сложнейшего процесса и довольно длительного, было бы бессмысленным требовать немедленной ломки характера, отказа от пристрастий и привычных способов деятельности. Было бы странным требовать, чтобы ребенок немедленно отказался от своих “сейчасных” переживаний, мыслей, если они не соответствуют нормам общества».

Как вы можете объяснить тот факт, что и в том, и в другом случае деятельность воспитателя бывает равно успешной?

5. Соотнесите содержание воспитания с наиболее подходящей для этого содержания формой (см. схему для самостоятельной работы).

Содержание воспитания Формы воспитания
История сражения под Сталинградом Гостиная
Мир природы нашего края Диспут
Правила поведения в гостях Акция милосердия
Нравственные проблемы Литературно-музыкальная композиция
Оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны Заочное путешествие

Ребенок нагрубил родителям. И папа профессор пошел за книжкой, чтоб посмотреть, что делать в таком случае.

В книгах написано как воспитывать хороших детей, а о плохих не сказано.

Природа педагогического знания не обладает этим!

В каждом случае ВСЕ индивидуально!

Метод (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. В философии метод — способ построения и обоснования системы философского знания.

Методы воспитания - способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач

ВЫДЕЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ГРУППЫ МВ:

• методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);

• методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

• методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

• методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

КРИТЕРИИ ВЫБОРА МЕТОДОВ:

1. Необходимо учитывать цели и задачи воспитания.

2. Содержание воспитания (одни и те же задачи могут быть наполнены различным смыслом, очень важно правильно увязать методы не с содержанием вообще, а с конкретным смыслом)

3. Возрастные особенности воспитанников.

4. Уровень сформированности коллектива.

5. Индивидуальные и личностные особенности воспитанников.

6. Условия воспитания (климат в классе, стиль педагогического руководства и т.д.)

7. Средства воспитания (к ним относятся - различные виды деятельности: игровая, учебная, трудовая; педагогическая техника: речь, мимика, движения)

8. Уровень педагогической квалификации.

9. Ожидаемые последствия (выбирая метод, воспитатель должен быть уверен в успехе)

Таким образом, метод содержит в себе правила действия и сами способы действия, систему принципов и внешнюю организационную форму их реализации. Понять категорию «метод» легче в соотношении с другими: «средство», «прием», «форма».

Средства воспитания - события, явления, процессы, лица, способные служить достижению цели воспитания в той мере, в которой они могут быть носителями содержания или инструментами преобразования предмета воспитательной деятельности

Средства воспитания:

- средства, выполняющие для воспитанника ориентирующую и демонстрационную функцию: пример, образец, идеал, норма;

- средства, ограничивающие или корректирующие активность воспитанника: требование, контроль, наказание;

- средства, служащие для подкрепления и развития социально продуктивных моделей поведении: похвала, поощрение.

Приём - это «отдельное действие, движение; способ в осуществлении чего–н.», т. е. по отношению к методу прием имеет более частный, локальный характер. Применительно к воспитанию представляется правомерным использовать категорию «прием» в отношении одностороннего действия со стороны воспитателя к воспитаннику. В этом отношении возможно употребление терминов «приемы стимулирования» и «организаторские приемы» и подобных им. Говоря о средствах воспитательной деятельности, некоторые педагоги употребляют термин «способ», относя к способам методы, технологии, методики, техники, приемы. Ни одно из этих понятий в теории воспитания не является устоявшимся.

Существует различная классификация приемов воспитания. За основу одного из вариантов такой классификации можно принять приемы, когда педагог добивается изменений как в отношениях с учеником, так и в его взаимоотношениях с окружающими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: