Философские учения римлян не отличались самостоятельностью и оригинальностью. Греческие мыслители при всех их заслугах не оставили исследования о праве, у них право не отделялось от политики, этики. Только в Риме впервые право обособилось в самостоятельную отрасль – наука о праве. Особую роль в формировании политической мысли Древней Греции сыграло учение Цицерона.
Цицерон (106-43 гг. до н.э.) – знаменитый оратор, стилист, писатель, философ, юрист. Личность его сложна и противоречива, вмещает в себя качества, исключающие друг друга. Эпоха, в которой жил Цицерон, называется Переломной (переход от форм полисной демократии к тоталитарному режиму Империи). Также, как и многие римляне, мечтавшие о карьере, получил Цицерон юридическое образование. Благодаря блестящему красноречью Цицерон в достаточно раннем времени завоевал огромную популярность. Он был избран квестором, потом вошел в состав Сената, следующим шагом была должность эдила, затем был избран претором, в 63 году до н.э. становится консулом. При этом данная политическая карьера не была длительной; она закончилась во время борьбы Цезаря и Помпея. Цицерон писал «филиппики» - речи.
|
|
Помимо политических речей, Цицерон оставил в наследство 19 трактатов о риторике, политике, представляющих интерес. Работы «О государстве» и «О законах» представляют особый интерес. По своему образу мысли Цицерон был тем, кого называют эклектиками. Эклектики старались сочетать различные школы и учения, выбирая из каждой то, что считали правильным. Но они не могли прийти к сколько-нибудь прочному результату без общей идеи.
Цицерон пытался объединить идеи стоиков, взгляды Платона, Аристотеля и Полибия. В трактате о государстве излагаются его учения о сущности государства и его формах. Здесь дается следующее определение «Государство есть дело народа». Однако, под именем народа надо понимать не любое соединение людей, собранных каким бы то ни было образом, а множество людей, связанных общностью права и пользы. Таким образом, государство или республика (дословно – общее дело) – дело народа, как соединения многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов. Самое раннее определение государства, как правового сообщества.
Республика – это не форма правления в нынешнем понимании, это общее достояние. Причины соединения людей в государства лежит не столько в их беспомощности, слабости или страхе опасности, сколько в самой природе человека, стремящихся к общежитию. Из общежития вытекает потребность власти, всякое государство должно управляться чьим-либо попечением или одного лица или нескольких выборных или же всех граждан. В первом случае – царская власть, во втором – власть оптиматов, в третьем случае – народоправством. Однако все эти 3 формы Цицерон признает терпимыми, сносными, так как каждая из них имеет свои существенные недостатки. Поэтому наилучшим образом правления является 4 вид государственного устройства, который образован «путем равномерного смешения трех его раннее названных видов».
|
|
Представляет собой сочетание свободы народа, власти оптиматов, империя высших магистратов, наделяемых чрезвычайными полномочиями. Именно на таком строе основано величие Рима. Таким образом, единственной совершенной формой является смешение.
Монархия легко вырождается в тиранию, власть оптиматов вырождается в господство богатых, а свобода народов приводит к безумию и произволу толпы.
Эти порочные состояния или эти уродливые виды властвования по Цицерону уже не являются формами государства в собственном смысле слова, так как там царят произвол и насилие и, следовательно, отсутствует само понятие государства.
Предотвратить подобное вырождение государственности, по мнению Цицерона, можно лишь в условиях смешанного правления. В этой связи он восхищался дальновидностью и мудростью предков. Он призывал неукоснительно следовать заветам предков. Особенно подчеркивал необходимость равномерного распределения прав, обязанностей и полномочий с тем, чтобы достаточно власти было у магистратов, достаточно влияния у совета первенствующих лиц и достаточно свободы у народа. Если этого нет, то государственный строй не может сохраняться неизменным.
Римское государство он считал самым лучшим из всех существующих, несравнимым ни с каким другим. Особенность взглядов Цицерона состоит в том, что из 3 простых форм правления он выше всех ставит монархию, на последнее место демократию.
«Как у Богов над всеми властвует один – Юпитер, как в доме распоряжается один хозяин, так и в государстве лучше, когда правит один правитель»
Государству, как общему делу народа соответствует лишь такое устройство, при котором в заведовании общими делами принимает участие совместно все элементы общества, соединяемые между собой общностью права.
Римское государство – плод многовекового опыта всего римского народа. Устройство Рима превосходит устройство других государств, так как они устроены одним законодателями, а Рим – гениями всего народа, многих поколений.
Учение о праве излагается в его трактате «О государстве», в сочинении «О законах». В решении вопроса о сущности права Цицерон основывается на учении о естественном праве греческих философов, следовательно, повторяет присущее тем учения смешение права с нравственностью и законами природы.
Как и стоики, он считал, что право устанавливается не по человеческому усмотрению, а самой природой. Под природой, как источником справедливости и права, в его учении имеется ввиду весь окружающий человека мир, космос, включающий и человеческое бытие. Этой природе присущ разум, определенный порядок, велящий «нам совершать то, что следует совершать, и запрещает делать противоположное».
В основе права лежит присущая природе Справедливость. Справедливость требует заботиться о людях, не вредить другим, воздавать каждому должное и не нарушать чужую собственность. «Закон находится в согласии с природой, присутствует всюду и исполняется вечно».
«Истинный первый закон – есть прямой разум всевышнего Юпитера. Этот закон возник раньше, чем какой-либо писанный закон, раньше чем было основано государство и его нельзя отменить ни постановлением Сената, ни голосованием народа. Отсюда требование, чтобы человеческие законы соответствовали праву, идущему от природы, в противном случае они не имеют правовой силы».
|
|
Если законы, действующие в государстве, противоречат Справедливости, не могут называться законами.
Таким образом, мерилом права и бесправия является истинный закон, т.е. «разумное положение» соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга и запретами отпугивает от преступления