Вторичными последствиями гидродинамических аварий на ГТС являются загрязнение воды и местности веществами из разрушенных (затопленных) хранилищ, принадлежащих промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, массовые заболевания людей и животных, аварии на транспортных магистралях, оползни и обвалы, утрата прочности зданиями и сооружениями.
Долговременные последствия связаны с остаточными факторами затопления – наносами, загрязнениями, изменением ландшафта и других элементов природной среды.
Меры по защите населения от неблагоприятных последствий аварий на ГТС:
1) уменьшение максимального расхода воды путем перераспределения стока воды во времени;
2) регулирование паводковых стоков с помощью водохранилищ;
3) укрепление и своевременный ремонт ГТС, ограждающих дамб (валов);
4) проведение берегоукрепительных и дноуглубительных работ с помощью земснарядов, подсыпка низких мест.
К оперативным предупредительным мерам относятся:
1) оповещение населения об угрозе аварий;
|
|
2) заблаговременная эвакуация населения, сельскохозяйственных животных, материальных и культурных ценностей из потенциально затапливаемых зон;
3) частичное ограничение или прекращение работы предприятий, организаций, учреждений, расположенных в зонах возможного затопления;
4) защита материальных и культурных ценностей.
Один из способов профилактики аварий на гидротехнических сооружениях состоит в том, чтобы не строить их там, где они принесут больше вреда, чем пользы.