На территории Российской Федерации введены и действуют санитарные правила 2.2.1.2263-07 «Санитарные правила для автотранспортного предприятия с топливозаправочным пунктом, осуществляющего заправку и эксплуатацию автомобилей на диметиловом эфире» (СП).
Вопрос учащимся: Как вы думаете, что определяют санитарные правила для автотранспортного предприятия?
Санитарные правила для автотранспортного предприятия определяют гигиенические требования к эксплуатации, проектированию, строительству, реконструкции и техническому перевооружению указанного предприятия, обеспечивающие условия труда, необходимые для сохранения здоровья работающих, и охрану окружающей природной среды в интересах здоровья населения от воздействия производственных факторов, и распространяются на все виды автотранспортных предприятий.
Предприятие с топливозаправочным пунктом следует располагать вне жилой застройки с соблюдением санитарно-защитной зоны в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 апреля 2003 г., регистрационный N 4459). Достаточность ширины санитарно-защитной зоны подтверждается расчетами прогнозируемых уровней загрязнения в соответствии с действующими указаниями по расчету рассеивания в атмосфере загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах объектов, а также результатами лабораторных исследований атмосферного воздуха в районах размещения аналогичных действующих объектов.
Вентиляция, отопление и кондиционирование воздуха производственных помещений автотранспортного предприятия должны обеспечивать на рабочих местах параметры микроклимата и содержание вредных веществ в воздухе в соответствии с ГН 2.2.5.1313-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 мая 2003 г., регистрационный N 4568).
Вопрос учащимся: Что вы понимаете под микроклиматом предприятия?
Под микроклимотом производственных помещений понимаются метеорологические условия внутренней среды помещений, которые определяются действующими на организм человека сочетаниями температуры, влажности, скорости движения воздуха и теплового излучения.
Вопрос учащимся: Какие показатели, характеризующие микроклимат, вы можете назвать?
Показатели: температура воздуха; относительная влажность воздуха; скорость движения воздуха; интенсивность теплового излучения; иногда температура поверхностей ограждающих конструкций, устройств.
Санитарными правилами устанавливаются гигиенические требования к показателям микроклимата рабочих мест производственных помещений с учетом времени выполнения работы, периодов года и содержат требования к методам измерения и контроля микроклиматических условий.
В помещениях хранения, постов технического осмотра и технического ремонта, диагностирования и регулировочных работ автомобилей предприятия с топливозаправочным пунктом должны предусматриваться следующие мероприятия: устройство системы автоматического контроля газовой среды; устройство аварийного освещения помещений и всех путей эвакуации из них; создание условий постоянного естественного проветривания.
На все вентиляционные системы автопредприятиями должны составляться графики технического обслуживания, планово-предупредительного ремонта и контроля эффективности работы вентиляционных систем.
Вопрос учащимся: Как вы думаете разрешается ли проведение работ, связанных с выделением в воздух вредных химических веществ, при неработающей вентиляции?
Запрещается проведение работ, связанных с выделением в воздушную среду вредных химических веществ, при неработающей общеобменной и местной вентиляции.
Удаление воздуха из помещений для постов технического обслуживания и ремонта автомобилей с работающим двигателем должны предусматриваться из верхней зоны помещения. Отведение отработанных газов от двигателей при их испытании следует производить при помощи гибких шлангов, надеваемых на выхлопную трубу. Объединение в общую вытяжную установку местных отсосов, удаляющих пыль, легко конденсирующиеся пары, а также вещества, которые при смешивании могут создавать вредные смеси или новые химические соединения с перечисленными свойствами, не допускается.
Вопрос учащимся: Как вы думаете, в каких помещениях предусматривается аварийная вентиляция?
Аварийную вентиляцию следует предусматривать в тех производственных помещениях, в которых возможно внезапное поступление в воздух рабочей зоны больших количеств вредных (или горючих) веществ.
Проекты на строительство новых, реконструкцию и расширение действующих предприятия с топливозаправочным пунктом должны содержать разделы по защите окружающей среды, предусматривающие мероприятия по обеспечению соблюдения гигиенических норм и правил охраны атмосферного воздуха, воды водоемов, почвы от загрязнения их вредными промышленными выбросами.
Воздух, выбрасываемый в атмосферу системами местной и общеобменной вентиляции производственных помещений, содержащий вредные (или неприятно пахнущие) вещества, следует подвергать очистке и предусматривать рассеивание в атмосфере остаточных количеств вредных веществ до уровней, определенных действующими гигиеническими нормативами качества атмосферного воздуха.
Для очистки сточных вод от постов санитарной обработки автомобилей, работающих на диметиловом эфире и перевозящих пищевые продукты, следует предусматривать самостоятельные очистные сооружения оборотного водоснабжения со сбросом излишков воды при ополаскивании водой питьевого качества в сеть бытовой канализации.
Производственные сточные воды, содержащие нефтепродукты, тетраэтилсвинец, взвешенные вещества, краску, кислоты и щелочи, должны очищаться до поступления их в наружную канализационную сеть на местных установках. Для отвода сточных вод следует предусматривать:
· гидрозатворы на трубопроводе от мойки автомобилей в местные очистные сооружения;
· колодцы с гидрозатворами перед присоединением канализационной сети для дождевых вод к городской сети.
Территория автотранспортного предприятия должна быть озеленена, ограждена, иметь асфальтовое покрытие стоянок, проезжих и пешеходных путей, оборудована системой ливневой канализации с нефтеловушками.
IV. Закрепление новых знаний (5 мин)
1. Что определяют санитарные правила для автотранспортного предприятия?
2. В какой зоне следует располагать автотранспортное предприятие?
3. С помощью чего на рабочих местах должны быть обеспечены параметры микроклимата и содержание вредных веществ в воздухе?
4. Что вы понимаете под микроклиматом предприятия?
5. Какие показатели, характеризующие микроклимат, вы можете выделить?
6. Из какой зоны помещения предусматривается удаление воздуха из помещений для постов технического обслуживания и ремонта автомобилей с работающим двигателем?
V. Самостоятельная работа учащихся (15 мин): письменные ответы на вопросы.
1. Какие мероприятия должны быть предусмотрены в помещениях хранения, постов технического осмотра и технического ремонта, диагностирования и регулировочных работ автомобилей предприятия с топливозаправочным пунктом?
2. Что нужно делать с воздухом, выбрасываемым в атмосферу системами местной и общеобменной вентиляции производственных помещений и содержащим вредные (или неприятно пахнущие) вещества?
3. Что следует предусматривать для отвода сточных вод?
VI. Подведение итогов (1 мин)
План-конспект урока теоретического обучения
Предмет: охрана труда
Тема: освещение и цветовая отделка помещений
Профессия: автомеханик (слесарь по ремонту автомобилей, водитель автотранспортных средств кат. «В, С»)
Курс: 3
Группа: 391
Тип урока: изучение нового материала
Продолжительность урока: 45 минут
Цели урока:
· Образовательная цель – обеспечить усвоение учащимися знаний о освещении помещений, о его видах; о цветовой отделке помещений;
· Воспитательная цель – воспитать познавательный интерес;
· Развивающая цель – развить умения выделять главное; развивать познавательную активность учащихся; способствовать развитию у учащихся памяти, внимания, мышления.
Учебно-материальное оснащение урока:
1. СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение»
2. Плакаты: «Виды естественного освещения», «Виды искусственного освещения», «Системы искусственного освещения»
Ход урока: